Право и закон » Государство и право БССР во второй половине 50-х – 80-х годов ХХ в

Государство и право БССР во второй половине 50-х – 80-х годов ХХ в

Предъявление для опознания – следственное действие, заключающееся в предложении опознающему узнать предъявляемый объект по приметам, о которых он ранее давал показания в ходе допроса. Предъявлению для опознания отводится заметное место среди следственных действий, осуществляемых с целью собирания, исследования и проверки доказательств. Такая значимость объясняется тем, что круг вопросов, для разрешения которых проводится предъявление для опознания, достаточно широк. Сюда включается и проверка версий, и установление некоторых обстоятельств преступления (например, дифференциация действий каждого из подозреваемых или обвиняемых на месте преступления).

Поводом для проведения предъявления для опознания является заявление лица во время допроса о том, что оно наблюдало объект в связи с событием, относящимся к расследуемому делу. На предположении о наблюдении объекта в связи с расследуемым преступлением и строится подготовка и проведение предъявления для опознания. Отметим, что следователь должен в ходе подготовительных действий проверить вышеуказанное предположение.

Как и любое другое следственное действие, предъявление для опознания необходимо производить в строгом соответствии с Законом, а также соблюдая ряд требований, обеспечивающих успешность проведения опознания. Эти требования выражены в тактических приёмах проведения предъявления для опознания. И если требования Закона к проведению следственных действий в целом и опознания в частности, сформулированы в правовом акте – УПК РФ, то формулировок тактических приёмов в законодательстве в чистом виде не обнаруживается. Тактика проведения рассматриваемого нами следственного действия, равно как и иных следственных действий, либо вытекает из толкования статей Уголовно-процессуального Кодекса РФ, либо вырабатывается в процессе практической деятельности следователя с учётом психологических особенностей конкретных лиц, участвующих в производстве следственных действий. При этом уделять внимание тактике производства следственного действия столь же необходимо, как и соблюдению законности. Если нарушение Закона при проведении следственных действия влечёт недопустимость полученных в ходе его проведения доказательств, то тактические ошибки, хотя и не являются нарушающими законодательство, влекут за собой столь же неблагоприятные последствия при производстве по уголовному делу. Ведь тактический просчёт может обернуться неполучением доказательств, что одинаково препятствует ходу следствия, как и наличие недопустимого доказательства. По этой причине лицу, производящему следственные действия, необходимо не только соблюдать требования Закона, но и следовать тактическим рекомендациям и разработкам, для чего требуется доскональное их изучение.

Проблеме тактики предъявления для опознания в отечественной криминалистике уделяли внимание в своих монографиях такие учёные как Н.И.Гапанович, А.Я.Гинзбург. Вышеуказанные криминалисты рассматривали вопросы производства опознания в комплексе, т.е. выявляли особенности предъявления для опознания живых лиц, трупов, предметов как в следственной, так и в судебной практике. При этом необходимо отметить, что тактика предъявления для опознания накопила достаточно много практического опыта, поэтому дискуссионных вопросов, относительно особенностей тактики, как таковых, нет. Разногласия во взглядах учёных наблюдаются лишь в определении видов предъявления для опознания и процессуальных аспектов предъявления для опознания по функциональным признакам.

Целью нашей работы является рассмотрение вопросов, связанных с производством предъявления для опознания живых лиц на основе опыта Н.Н.Гапановича и А.Я.Гинзбурга по предъявлению для опознания в целом, выявление особенностей тактики данного следственного действия, его отличительных черт, разрешение разногласий по вышеотмеченным дискуссионным вопросам, а также изучение особенностей специфических видов и тактических приёмов при предъявлении для опознания живых лиц в случаях опознания не по внешним признакам, что прежде всего понимается под предъявлением для опознания, а по голосу, особенностям речи и походке.

Смотрите также:

Госу­дарственный аппарат. Бюрократия и функции государст­ва. Функции государства, государственной власти, органа государства
Но проблеме децентрализации функций в Российской Федерации свой­ствен еще один аспект. Выше уже отмечалось, что становление многоуклад­ной рыночной экономики влечет изменение ролей государства и человека в обществе. Формирование саморазвивающегося гражданского общества, состоящего из экономически, ...

Роль и место ЦИК в разрешении избирательных споров
По мере формирования в Российской Федерации демократических институтов представительной и исполнительной государственной власти избирательные комиссии и судебные органы страны накопили за последние годы уникальный опыт разрешения спорных, конфликтных ситуаций при проведении выборов депутатов Госуда ...

Президент Российской Федерации
В прежней Конституции Съезд народных депутатов занимал определенные приоритеты, т.к. это был высший представительный орган государственной власти, в том числе и по отношению к Президенту. Съезд был вправе рассмотреть любой вопрос, отнесенный к ведению РФ, заслушивал ежегодные доклады Президента, а ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru