Право и закон » Япония в Новое время » Демократизация политического строя Японии

Демократизация политического строя Японии

В императорское правительство Японии в 1868 г. вошли дайме и самураи юго-западных княжеств, сыгравших важную роль в свержении сегуна. Правящий блок не был буржуазным, но он был тесно связан с финансово-ростовщической буржуазией и сам в той или иной мере был втянут в предпринимательскую деятельность.

У антибакуфских социально-политических сил Японии с самого начала не было конструктивной программы перестройки старого государственного аппарата и тем более его демократизации. В «Клятве», провозглашённой в 1868 г. император обещал в будущем, без указания конкретных сроков, «создание совещательного собрания», а также решение всех дел управления «согласно общественному мнению», заимствование знаний «повсюду в мире».

Последующие десятилетия 70–80 гг. были отмечены дальнейшим ростом политической активности различных социальных слоёв. На общем фоне широкого народного движения усиливаются оппозиционные настроения среди торгово-промышленной буржуазии, самурайских кругов, выступающих против засилия в государственном аппарате приближённой к императору знати.

Политически активизируются определённые круги помещиков и сельской богатой верхушки, требующие снижения налогов, гарантий предпринимательской деятельности, участия в местном управлении.

Настроения протеста выливаются в требования изменений государственного управления и принятия конституции, приводят к объединению всех оппозиционных течений в широкое буржуазно-либеральное движение – Движение за свободу и народные права.

Правительство ответило на требования конституционных реформ репрессиями, арестами, преследованиями прогрессивной печати и пр. вместе с тем перед угрозой народных выступлений в правительстве зреет понимание необходимости компромисса с либеральной оппозицией. В 1881 г. император издаёт указ о введении с 1890 г. парламентского правления.

В преддверии конституционных реформ происходит значительная перестройка всей политической системы страны. Буржуазно-либеральная оппозиция организованно оформляется в политические партии. В 1881 г. была создана Либеральная партия (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средних городских слоёв и сельской буржуазии, к ним примыкала и умеренно настроенная часть крестьянства, мелкие собственники, арендаторы. Партия конституционных реформ (Кайсинто), в которую вошли представители средних слоёв, буржуазии, интеллигенции, созданная в 1882 г., стала другой умеренной партией оппозиции.

Программные требования у обеих партий были почти одинаковы: введение парламентских форм правления, политических свобод, местного самоуправления, снижения налогов, пересмотр неравноправных договоров и др. В рамках Либеральной партии формируется левое крыло, ставящее своей задачей установление республики, лидеры которого в 1883–1884 гг. возглавляют открытые антиправительственные выступления. После начала работы парламента в 1890 г. партии Дзиюто и Кайсинто стали играть всё более пассивную роль в политической жизни страны. В 80-х годах растущий рабочий класс Японии также начинает проявлять себя как самостоятельная социальная, и политическая сила – создаются первые рабочие организации, а в рабочие движение проникают социалистические идеи.

На требования оппозиции правительство отвечает созданием правительственной Конституционно-императорской партии (Мэйсэйто), деятельность которой была направлена на то, чтобы ограничить будущие конституционные реформы угодными им рамками. Требования этой партии не идут дальше пожеланий «свободы слова и печати совместно с общественным спокойствием». Охранительным антидемократическим целям наряду с созданием правительственной партии служило и предконституционное законодательство. Так, законом 1884 г. в Японии на европейский манер вводились новые титулы знатности: князей, маркизов, графов, виконтов, баронов, которым было предоставлено впоследствии право формировать верхнюю палату японского парламента.

В 1885 г. создаются отдельные министерства и кабинет министров европейского образца, ответственный в своей деятельности перед императором. В 1886 г. восстанавливается в качестве совещательного органа при императоре ликвидированный ранее Тайный совет. В этом же

году вводится экзаменационная система назначений на чиновничьи должности. В 1888 г. проводится новая административная реформа. В каждой префектуре создаются выборные органы управления, обладающие совещательными функциями, которые в свою очередь находятся под строгим контролем министерства внутренних дел. Своеобразным венцом, принятым в 1887 г. был закон, запретивший под страхом суровых наказаний создание тайных обществ, созыв нелегальных собраний, издание нелегальной литературы.

Смотрите также:

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
В случае длительного отсутствия гражданина – являющегося участником гражданских правоотношений в месте его постоянного проживания и неизвестности его места пребывания возникает юридическая неопределенность, последствиями которой может стать ущемление прав других участников правоотношений. Так, кред ...

Материально-экономическая база защиты детства
Социальная защита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе. В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, ...

Реформирование физической культуры и спорта в РФ: анализ ситуации и основные направления
Сложившаяся к настоящему времени тревожная ситуация с физическим и духовным здоровьем нации во многом обусловлено социальными причинами, в числе которых – недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта, как со стороны государства, так и со сто ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru