Право и закон » Государственный контроль » Определение понятия «государственный контроль».

Определение понятия «государственный контроль».

Страница 1

Рассмотрим, как понятие государственного контроля раскрывалось в советских источниках. Большая советская энциклопедия даёт определение государственного контроля, присущее «социалистическим государствам» – «государственный контроль, означает контрольную деятельность Верховного Совета СССР, его Президиума и постоянных комиссий, Верховных Советов союзных и автономных республик, их президиумов и постоянных комиссий, местных Советов, Советов Министров СССР, союзных и автономных республик, а также контроль, осуществляемый министерствами и др. органами государства». Вместе с тем в СССР, как и в др. социалистических государствах, имеются государственные органы, основной обязанностью которых является контроль от имени и в интересах государства. Государственный контроль рассматривается как инструмент строительства социалистического государства, в частности «государственный контроль, позволяет систематически проверять исполнение постановлений центральной власти, укреплять государственную дисциплину и законность, изучать обоснованность и реальность решений центральных органов государства, помогать совершенствовать практику разработки и принятия таких решений». В то же время дается негативная оценка традиционным парламентским методам контроля (право депутатского запроса, парламентские расследования), сейчас же в демократических государствах – это один из важнейших методов государственного контроля за соблюдением прав человека. Указывается, что «в связи с кризисом парламентаризма получили распространение внепарламентские, но действующие от имени парламентов контрольные инстанции (например, институт омбудсменов)».

Следующим рассмотренным источником советского периода является Советский энциклопедический словарь. В нём государственный контроль в СССР определён как «проводимый представительными, исполнительно-распорядительными и специальными контрольными органами контроль за соблюдением законодательства, трудовой и государственной дисциплины, общественного порядка государственными и общественными организациями и их должностными лицами, гражданами». Государственный надзор определяется как система государственных органов и инспекций, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства, других норм и правил в отдельных отраслях народного хозяйства. Характерно и то, что в отдельный разряд выделен народный контроль – «система органов, сочетающих государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях организациях». Народный контроль формировался Советами народных депутатов.

Рассмотрим, современные определения понятия «государственный контроль». В них, в частности, есть такие: «Государственный контроль – одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и др. правовых актов, издаваемых органами государства. Государственный контроль реализуется различными органами: парламента­ми, счетными палатами, конституционными судами, омбудсманами, избирательными комиссиями, контрольно-инспекционными органами правительств и министерств и др. Соответственно выделяют парламентский контроль, финансовый контроль, конституционный контроль и т.д.». В этом определении выделена сущность государственного контроля – форма осуществления государственной власти, то есть государственный контроль признается обязательным и неизбежным условием существования государства. В то же время указывается один из признаков государственного контроля – разделение по субъектам (например, таким субъектом является парламент). Таким образом, государственный контроль – это одна из форм выражения сущности государственной власти, которая при помощи государственного контроля управляет обществом с помощью авторитета, силы, принуждения. Посредством контроля государство осуществляет внутренние функции: экономическую, экологическую, охраны правопорядка, финансового контроля и т.д. Исходя из данного определения можно классифицировать государственный контроль по объектам контролирования. В данном случае это – экономика государства, его экология, финансовая среда. В соответствии объекту регулирования можно выделить субъект в системе государственных органов, который преимущественно занимается контролем «своей» сферы. Например, финансы и бюджет контролируют Счетная палата, НБУ, налоговая администрация и т.д. А субъектом, охраняющим правопорядок следовательно являются органы охраны правопорядка – милиция, Служба Безопасности.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Структура Конституции Российской Федерации
Структура Конституции представляет собой подразделение ее текста на отдельные элементы, обусловленное содержанием и значением конституционных норм (см. Приложение 1). Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы, 9 глав, входящих в раздел первый, а также второго раздела, содержащего заключ ...

Система «сдержек и противовесов»
В системе высших властных структур современного Российского государства особое место занимает институт Президентства. Согласно Конституции РФ Президент является главой государства. Он выступает как гарант Конституции РФ, а также как гарант прав и свобод человека и гражданина. В установленном Консти ...

Типология современных политических систем
В политологической литературе существуют различные подходы к определению типов политических систем. Рассмотрим пять основных типов политических систем в обобщенном виде: 1. С позиций существующего типа государства есть рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая система с кап ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru