Право и закон » Избирательное право и избирательная система » Избирательное право Республики Беларусь, его основные принципы

Избирательное право Республики Беларусь, его основные принципы

Страница 1

Конституция Республики Беларусь закрепила исходные положения избирательного процесса. Так, статья 38 Конституции устанавливает, что граждане Республики имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

В Конституции Республики Беларусь вопросам проведения выборов и референдума посвящен специальный раздел III «Избирательная система. Референдум». В нем закрепляются основные принципы участия граждан Республики Беларусь в выборах, ограничения в реализации избирательных прав граждан, а также основные положения избирательного процесса.

Как отмечалось выше, избирательное право делится на активное и пассивное.

Активное избирательное право – право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц, органов местного самоуправления.

Статьей 64 Конституции Республики Беларусь установлен принцип всеобщего избирательного права, который предоставляет право участвовать в выборах гражданину, достигшему 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозной принадлежности или ее отсутствия, принадлежности к партиям или другим общественным объединениям. Этот принцип не имеет абсолютного характера, и в соответствии со статьей 64 Конституции в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, в голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Следует отметить, что данная категория граждан не лишена пассивного избирательного права, то есть права быть избранными.

Признание лица недееспособным осуществляется в судебном порядке на основании статьи 29 Гражданского кодекса Республики Беларусь обычно в случаях психического расстройства (душевной болезни или слабоумия).

Пассивное избирательное право – это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь не имеют права избирать и быть избранными, равно как и участвовать в референдумах, иностранные граждане и лица без гражданства. Однако гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в Республике Беларусь, в соответствии со статьей 18 Устава Союза Беларуси и России, являющегося частью Договора Республики Беларусь и Российской Федерации «О Союзе Беларуси и России» от 2 апреля 1997 года было предоставлено право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Это право сейчас предусмотрено статьей 58 Избирательного Кодекса Республики Беларусь.

В соответствии со статьями 38, 64–68 Конституции Республики Беларусь основными принципами участия граждан в выборах являются принципы: всеобщности, свободных выборов, равных выборов, прямых выборов, тайного голосования.

Принцип всеобщности выборов, как уже отмечалось, предполагает, что в выборах имеют право принимать участие все совершеннолетние граждане Республики Беларусь за исключением тех, в отношении которых имеются конституционные ограничения их избирательных прав.

Согласно статье 65 Конституции Республики Беларусь принцип свободы выборов означает, что каждый избиратель лично решает, участвовать ли ему на выборах и за кого голосовать. В соответствии с этим принципом подготовка и проведение выборов проводятся открыть и гласно. Следует отметить, что в некоторых странах установлено обязательное голосование. Если избиратель не является на избирательный участок без уважительной причины, то его ждет наказание: общественное порицание (Италия), штраф (Австрия и др.). В Республике Беларусь не имеется обязанности участвовать в выборах, но для того, чтобы выборы считались состоявшимися, в них по общему правилу должны принять участие более половины избирателей, включенных в списки для голосования.

Принцип равных выборов (статья 66 Конституции) означает, что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и имеют равное количество голосов. Теоретически формулировка Конституции «равное количество голосов» допускает возможность существования в Республике Беларусь смешанной избирательной системы, при которой один голос избирателя подается за кандидата в депутаты, а другой – за партийный список. Принцип равенства в избирательном праве понимается и как равенство избирательных округов по численности населения. Однако в любом государстве такого равенства не существует. Это связано в первую очередь с невозможностью «нарезки» избирательных округов, абсолютно равных по числу избирателей, особенно если избирательные округа «привязываются» к существующему административно-территориальному делению. Для корректировки численности избирателей в целях обеспечения этого принципа в избирательном законодательстве Республики Беларусь установлено, что численность избирателей в округах не должна отличаться более чем на 10%.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Особенности правового положения военно-учебных заведений
Действующее законодательство позволяет определить высшее учебное заведение в Российской Федерации как образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательно-профессиональные программы высшего и послевузовского профессионального образован ...

Правосубъектность юридического лица
В отличие от таких субъектов гражданских правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает общей (или универсальной – предполагающей возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности) и специальной правоспособностью, предпол ...

Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последст ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru