По вопросу о возмещении вреда реабилитируемый должен обратиться в соответствующие органы предварительного следствия, прокуратуру или суд, а в случае неудовлетворительного ответа или отсутствия ответа предъявить иск в суд по месту причинения вреда (в вышестоящий суд, если ответчиком является суд, вынесший первоначальное решение). Эти органы, затребовав соответствующие документы, в месячный срок определяют размер ущерба, о чем выносится соответствующее постановление, копия которого в течение трех суток направляется реабилитируемому лицу. А оно затем может предъявить полученный документ в финансовый отдел районной администрации, которая рассматривает это обращение в месячный срок. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции.
На практике должностные лица часто возлагают на самих граждан обязанность представлять документы, имеющие значение для определения размера ущерба, причиненного реабилитируемому лицу. Это объясняется тем, что высокая загруженность сотрудников правоохранительных органов не позволяет им своевременно собрать необходимые документы. Такие действия возможны, так как они не противоречат закону.
Полагаем, что лицо должно само выразить желание представить необходимые документы, оно не должно ходить по разным чиновникам в поисках документов, унижаться, просить, подвергаться унизительным процедурам, поэтому в случае отказа реабилитированного самому заниматься сбором документов, их собирать должен тот орган, который осуществлял незаконное или необоснованное уголовное преследование.
В ч. 1 ст. 135 УПК РФ дается перечень того, что включается в возмещение имущественного вреда:
1) заработная плата, пенсия, пособия, другие средства, которых лишился гражданин в результате уголовного преследования;
2) конфискованное или обращенное в доход государства на основании приговора или решения суда имущество;
3) штрафы и процессуальные издержки, взысканные с гражданина во исполнение приговора суда;
4) суммы, выплаченные им за оказание юридической помощи;
5) иные расходы.
Из указанной нормы следует, что возмещению подлежит только так называемый реальный ущерб, причиненный реабилитированному. Невозможно предусмотреть все возможные случаи вреда. Поэтому наличие пункта 5 в части первой статьи 135 УПК РФ, включающего такое понятие, как «иные расходы», представляется очень важным. Это даст возможность суду в каждом случае вникать в причинную связь между незаконными или необоснованными действиями органов расследования, суда и вредом, причинённым данными действиями.
Имущественный вред выражается не только в фактических расходах гражданина, в утрате или повреждении его имущества, но и в неполученных доходах. Если гражданин докажет суду, что получение доходов было реально возможным, то их обязательно надо учитывать.
Поэтому термин «вред» в правоотношениях связанных с реабилитацией, в наибольшей степени выражает интересы реабилитируемых, и более целесообразен для использования в законодательстве.
Федеральные органы по защите прав потребителей
В России главным федеральным органом по защите прав потребителей является Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК РФ). В структуре комитета действует Управление по защите прав потребителей. ГАК РФ имеет 89 территориальных управлений, расположенных в областных и краевых цен ...
Гарантия на получение информации
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1. Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Уведомление о реорганизации юридического лица: «Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письме ...
Классификация нормативно правовых актов
Сейчас мы переходим к рассмотрению такого вопроса как классификация нормативно правовых актов. И в самую первую очередь считаем целесообразным ознакомиться с их группированием в зависимости от юридической силы. По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы - ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).