Изменение эмоций у опознающего может свидетельствовать об узнавании. Известны случаи, когда поведение и реакция опознающего говорили о том, что он узнал человека, однако, отрицает это в силу ряда причин. Подобное случается, если следователю не в полной мере удалось в ходе предварительного допроса и иных мероприятий по подготовке к предъявлению для опознания преодолеть опасения опознающего или его жалость к преступнику. При наблюдении изменения поведения опознающего, важно воздержаться от попыток дать ему психологический толчок для отказа от отрицания узнавания. Это может быть расценено как попытка подсказки, что противоречит Закону.
Отметим, что при подготовке к предъявлению для опознания необходимо решить вопросы обеспечения охраны опознаваемого и подготовку необходимых технических средств фиксации следственного действия. Охрана опознаваемого, как правило, необходима в случае проведения предъявления для опознания вне кабинета следователя. В таких ситуациях увеличивается вероятность побега, так как этому способствуют условия. В иных случаях действия по охране опознаваемого ограничиваются исключением возможности попыток нанесения им телесных повреждений участникам следственного действия. Необходимость использования технических средств фиксации обусловлена тем, что наличие записей следственных действий может способствовать правильной оценке доказательственного значения опознания. Для фиксации используется аудио- и видеозаписывающая аппаратура.
Также, в случае необходимости, проводящий предъявление для опознания, согласно требованиям УПК РФ, должен решить вопрос об участии переводчика, педагога. Эти требования, на наш взгляд, в дополнительном пояснении не нуждаются. Отметим лишь необходимость учитывать «возрастные и индивидуальные особенности, а также степень развития» лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста при осуществлении действий, связанных с предъявлением для опознания. Но если участие переводчика или педагога не является обязательным условием для любого предъявления для опознания, то обеспечение участия защитника – одна из важнейших обязанностей следователя при подготовке к проведения предъявления для опознания. Право защитника участвовать в следственных действиях закреплено законодательно и неизвещение защитника о планируемом предъявлении для опознания является грубым нарушением Закона.
Таким образом, деятельность по подготовке к предъявлению для опознания включает в себя комплекс мероприятий, направленных на соблюдение законности; обеспечение условий, благоприятствующих проведению опознания; исключающих случайность опознания, а также гарантирующих безопасность участников следственного действия. Отличительной особенностью подготовительных мероприятий при предъявлении для опознания является то, что необходимость всех действий строго регламентирована в Законе и отказ от той или иной составной части подготовки неправомерен. Проводящему предъявление для опознания представляется право исходя из конкретных условий проведения следственного действия выбрать наиболее оптимальное, с его точки зрения, тактическое решение по обеспечению всех подготовительных мероприятий. Подобная деятельность столь же важна, как и проведения самого предъявления для опознания, так как от успешного обеспечения подготовки зависит успешность проведения следственного действия.
Классификация форм
государства
Посредством анализа соответствующих статей Конституции Российской Федерации определите характер формы правления, государственно-территориального устройства и политического (государственного) режима современного Российского государства. При ответах делайте ссылки на эти статьи. Конституция устанавли ...
Социально-правовое обеспечение государственных служащих
Российской Федерации
Система социально-правового обеспечения государственных служащих включает в качестве основных компонентов денежные средства, органы и учреждения, предоставляющие обеспечение, субъекты обеспечения, виды обеспечения и нормативные правовые акты. Поэтому систему социальной защиты государственных служащ ...
Нормативно-правовые основы формирования и
функционирования системы управления персоналом в органах местного
самоуправления
Конституция РФ в статье 12 установила, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. При этом местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно в том плане, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Естеств ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).