Работодатель имеет право (ст. 22 ТК РФ):
заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами;
вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами;
принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.
Как видим, перечисление основных прав работодателя начинает с его права заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками. Это право реализуется в порядке и по основаниям, указанным в ТК РФ и других федеральных законах. Общий порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора по инициативе работодателя предусмотрен в ТК РФ, особенности этого порядка, а также дополнительные основания расторжения трудового договора указаны в федеральных законах. Так, особенности заключения трудового договора (служебного контракта) с гражданами, поступающими на государственную службу, предусмотрены в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в последующ. ред.).
Юридическое равенство сторон при заключении трудового договора распространяется и на проведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора. Работодатель, так же как и работники, имеет право выступить с предложением о начале коллективных переговоров, и другая сторона - представители работников - обязана в течение 7 дней вступить в переговоры. На практике в большинстве случаев с инициативой о проведении коллективных переговоров выступают представители работников.
Заключенный коллективный договор подписывается его сторонами, т.е. представителями работодателей и работников. Эти положения обобщены статьей 22 ТК РФ путем включения в число основных прав работодателя права вступить в коллективные переговоры и заключать коллективный договор.
Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Еще одно право работодателя - создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них. Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом (ст. 33 ТК РФ).
Конвенция МОТ 1949 г. №98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" вносит некоторые уточнения в правовое положение организаций работодателей. Так, ст. 2 Конвенции предусматривает, что организации трудящихся и предпринимателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга.
Границы муниципальных образований: понятие, порядок
установления, изменение и преобразование
Статья 11 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" содержит общие положения об установлении границ муниципальных образований. Часть 1 ст. 11ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" устанавливает перечень требований, в соответствии с ко ...
Президент Российской Федерации
В прежней Конституции Съезд народных депутатов занимал определенные приоритеты, т.к. это был высший представительный орган государственной власти, в том числе и по отношению к Президенту. Съезд был вправе рассмотреть любой вопрос, отнесенный к ведению РФ, заслушивал ежегодные доклады Президента, а ...
Cовершенствование
правового регулирования таможенной процедуры таможенного транзита
Преимущества использования предварительного информирования: сокращение очередей устранение предпосылок для подмены документов минимизация возможности коммерческого мошенничества на границе повышение качества таможенного контроля cоздание атмосферы взаимодействия, взаимного доверия и транспарентност ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).