Право и закон » Внешние функции государства » Об­щесоциальное, классовое и национальное в функциях го­сударства

Об­щесоциальное, классовое и национальное в функциях го­сударства

Страница 2

К классовым функциям относится прежде всего подавление господствую­щим классом с помощью государства (главным образом используя каратель­ные органы государства - армию, полицию) своих классовых противников. Причем подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется внеэкономическим принуждением:

присваиваются результа­ты чужого труда, чужое имущество,

классовые противники устраняются от участия в политической, духовной жизни общества,

используется судебное и в основном внесудебное преследование,

осуществляется их переселение в ре­гионы с весьма тяжелыми условиями жизни,

и вообще классовые противники устраняются физически.

Но классовые функции могут осуществляться и экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности: с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов, участием государства в денежной системе, например путем эмиссий, инфляции, с помощью трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему штрафов, ограничений в заработной пла­те, продолжительность рабочего дня, трудовую повинность и т. п.

Следует отметить, что именно те или иные классовые функции объявля­лись на предыдущем этапе отечественной теории государства, на ее марксистско-ленинском этапе, наиболее значимыми, основными, выражающими классовую сущность государства. При этом делались попытки теоретически обосновать, что на некоторых этапах государственности, например на социа­листическом, эти классовые функции являлись общесоциальными, выгодны­ми всему обществу. Использовалась схема: классовые, функции социалистиче­ского государства выражают интересы большинства народа, трудящихся и, стало быть, являются общесоциальными.

При этом игнорировалось, что классовые функции не позволяют решать многие общесоциальные, «вечные» проблемы жизни общества и даже загоняют эти жизненно важные, общесоциальные проблемы в тупик, ведут к «банкротству государства».

Игнорировалось и то обстоятельство, что, осуществляя классовые функции, государство формирует особый слой, «номенклатуру», правящую эли­ту, которая с помощью династического механизма присваивает обществен­ные и государственные должности, социальные, бытовые, медицинские привилегии, и, прикрываясь демагогической завесой служения классу, оп­ределенной социальной группе или даже обществу, народу, фактически с помощью государства обеспечивает лишь свои собственные номенклатур­ные, бюрократические, элитарные интересы.

Наряду с классовым содержанием функций государства большое значе­ние всегда имело в жизнедеятельности государственно организованного об­щества и национальное содержание функций.

Это также очень важная характеристика государства. Она связана с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в госу­дарственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории.

Национальное содержание функций государства близко к общесоциаль­ному, но не сливается с ним. Весьма часто государственная деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирую­щего государство, касается ли это геополитических интересов, защиты соотечественников, оказавшихся в силу тех или иных исторических, полити­ческих процессов на территории других государств, развития национального самосознания, религиозного возрождения и т. п. Сюда же входит и задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой терри­тории государства, если население имеет многонациональный характер.

Отношения с диаспорой, которая формируется из соотечественников за рубежом - еще одна важная функция государства. Как правило, эти отноше­ния должны строиться на началах поддержки диаспоры, защиты прав и сво­бод соотечественников. Однако история знает и функции борьбы с диаспо­рой, когда она формировалась после гражданской войны (эмиграция), ставила целью реставрации прежних порядков.

Национальная характеристика функций государства охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, т.е. в каких формах, с помощью каких способов эти функции осуществляются: в де­мократических или авторитарных, политических или насильственных формах.

Анализ национального содержания функций государства демонстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно организованной форме. Этот анализ показывает, почему распад, разрушение, а тем более исчезновение государства представляет со­бой не что иное как национальную катастрофу. Становится понятным, по­чему право наций на самоопределение в своем финальном содержании фор­мулируется как право на образование собственного государства, почему эту же конечную цель имеют многие национально-освободительные движения, почему, подчас не считаясь с имущественными жертвами, человеческими жизнями, так яростно борются за формирование собственной государствен­ности те или иные социальные и национальные силы.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Дубликат исполнительного листа
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат. Таким образом, дубликат исполнительного листа имеет силу исполнительного документа. По своему содержанию он полност ...

Особенности субъективных признаков преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ
Иногамовой-Хегай Л.В рассуждает, что «действующий УК не дает определение понятию «субъект преступления», используя в качестве синонима термин «лицо, совершившее преступление». Вместе с тем именно в ст. 19 УК называются необходимые признаки, характеризующие то или иное лицо как субъект преступления. ...

Полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области охраны и использования животного мира
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира перечислены в ст. 5 Закона. К ним относятся: - определение государственной политики в области охраны и использования животного мира. Государственная политика в области охраны и использован ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru