Право и закон » Основы административного права и уголовного права » Административное правонарушение и административная ответственность

Административное правонарушение и административная ответственность

Страница 1

Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государ­ственной дисциплины в определенных сферах деятельности, кото­рые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций неза­висимо от их организационной подчиненности и формы собствен­ности. К ним относятся правила поведения в общественных мес­тах, правила дорожного движения и пользования различными ви­дами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила приобретения, Учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного ору­дия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила воинского Учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окру­жающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.

Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям. Например, нарушение правил поведения в общественных местах мешает нормальной жизнедеятельности людей, безбилетный проезд пассажиров наносит имущественный ущерб транспортным предприятиям, нарушение правил дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к повреждение транспортных средств, снижает пропускную способность дорог, нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит вред живой природе, а тем самым и обществу.

Все названные и многие другие правила устанавливаются фе­деральными законами и законами субъектов Российской Федера­ции, а также органами исполнительной власти, действующими в пределах своей компетенции.

Одна из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они защищаются административными санкция­ми, а их нарушение квалифицируется в качестве административ­ного правонарушения, являющегося основанием административ­ной ответственности.

Главные признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержатся в Кодексе РФ об административ­ных правонарушениях (КоАП).

В Кодексе (ст. 2.1) сформулировано официальное определение такого правонарушения: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Ко­дексом или законами субъектов РФ об административных пра­вонарушениях установлена административная ответствен­ность.

Понятие административного правонарушения охватывает со­бой ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или без­действие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, противо­правное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.

Административное правонарушение — это вариант юридичес­кой патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму действия либо бездействия.

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возмож­ность применения за их нарушение государственного принужде­ния. Именно общественная опасность правонарушения обусловли­вает ответственность за его совершение. Отсутствие данного при­знака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.

Любой административный проступок, посягая на установлен­ный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упоря­доченность, согласованность, гармоничность управленческих от­ношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитар­но-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Зарождение института Конституции в Российской империи
Институт Конституции в России возник значительно раньше принятия Конституции РФ 1993 года, которая действует в нашей стране и по сей день. Зарождение Конституции начинается еще в Российской империи в XIX веке, когда среди мыслящей прогрессивной части общество получили большое распространение либера ...

Иные преступления в области нарушения правил охраны труда
Часть 2 статьи 148 УК РК устанавливает ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Это преступление посягает на провозглашенное Конституцией (ст.24) право на свободу труда. Действующее за ...

Высший и местный государственный аппарат в СССР в 50-60 годы XX в
Высшим органом государственной власти СССР по Конституции СССР 1936 г. являлся Верховный Совет СССР. Он избирался гражданами СССР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на четыре года. Верховный Совет был правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru