Правовое регулирование

Страница 1

Государственному контракту посвящен § 5 главы 37 ГК. Однако указанная глава не отражает в полной мере специфику отношений в рассматриваемой сфере. Отчасти это компенсируется применением к данному договору правил о поставке продукции для государственных нужд, закрепленных в ст. 527-528 ГК (ст.765). Но главная «причина скудности закрепленных ГК норм о подрядных работах для государственных нужд – это запланированное принятие специального закона о подрядах государственных нужд».

В условиях отсутствия такого закона здесь могут применяться правила ФЗ «О поставках продукции для государственных нужд» от 13.12.1994 г., что прямо допускается преамбулой данного Закона. Роль основного источника правового регулирования выполняют утвержденные Правительством РФ 14 августа 1993г. «Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд Российской Федерации». Помимо их действуют ряд других подзаконных актов.

В настоящее время в рассматриваемой сфере действуют совершенно иные принципы построения взаимоотношений подрядчиков и заказчиков по сравнению с тем, которые применялись в советский период. Сейчас выполнение подрядных работ, как правило, осуществляется на добровольной основе. Взамен принуждения законодательство устанавливает систему мер по стимулированию участия подрядчиков в таких работах. К числу таких мер относятся кредитование подрядчиков на льготных условиях, выделение им дотаций, субвенций, предоставление льгот по налогам и т.п. Кроме того, закон закрепляет гарантии, обеспечивающие возмещение подрядчикам их потерь связанных с прекращением финансирования соответствующих работ, изменениям условий государственного контракта и т.д.

Эти и другие обстоятельства делают участие в подрядных работах для государственных нужд весьма привлекательным. Государство получает возможность отбора среди многих претендентов наиболее достойных путем организации и проведения подрядных торгов.

Договор подряда известен праву достаточно давно. Сложная конструкция данного договора порождала немало споров и разногласий в юридической литературе. В римском праве данный договор считается разновидностью найма. В дореволюционной России его ставили в один ряд с поставкой, не было явного различия договоров подряда и услуг. За все это время в законодательных источниках и литературе было дано немало различных дефиниций и трактовок договора подряда, но одно для них является общим - признание подряда договором о работе.

В настоящее время ГК (ст. 702) дает легальное определение договора подряда, которое, на мой взгляд, и надо придерживаться при объяснении данного понятия. Указанное определение отражает все главные признаки и особенности рассматриваемого договора, которые необходимы для правильного понимания подряда, уяснения его сути. К таким признакам относятся выполнение работ в соответствии с заданием заказчика, обязанности подрядчика выполнить работу и передать ее результат заказчику и обязанности заказчика принять результат работ т оплатить его и, наконец-то, предмет договора носит всегда индивидуальный характер.

По поводу предмета договора подряда в литературе развернулась серьезная дискуссия. И, хотя существует немало таких точек зрения и доводов, подтверждающих или опровергающих ту или иную из них, более правильной, на мой взгляд, является та, согласно которой предметом подрядного договора является результат работ, а не работы как таковые. В легальном определении подряда достаточно ясно сказано, что, во-первых, подрядчик обязуется не только выполнить определенную работу, но и сдать ее результат, а, во-вторых, заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его (а не саму работу).

Конститутивные признаки договора подряда позволяют отграничить его от смежных договоров, что также представляется немаловажным для уяснения рассматриваемого понятия.

При характеристике подрядного договора особое место занимает вопрос о распределении рисков между сторонами. Каждая сторона несет риск случайной гибели или случайного повреждения материалов, оборудования, которое она предоставила. Если речь идет о результате работ, то до передачи его заказчику указанный риск несет подрядчик. При просрочке передачи или приемки результата работ риск лежит на стороне, допустившей просрочку.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Система «сдержек и противовесов»
В системе высших властных структур современного Российского государства особое место занимает институт Президентства. Согласно Конституции РФ Президент является главой государства. Он выступает как гарант Конституции РФ, а также как гарант прав и свобод человека и гражданина. В установленном Консти ...

Дискуссии по вопросу понятия уголовной ответственности
Уголовная ответственность, по существу, представляет собой самостоятельный уголовно-правовой институт, который наделен своим специфическим содержанием, чем и отличается от других институтов уголовного права. Он включает в себя как основные правовые понятия (предмет, задачи, цели, принципы), так и д ...

Какие существуют компетентные судебные инстанции
Намереваясь подать иск, следует выбрать компетентную судебную инстанцию. Обычно суды считают себя компетентными, когда исполнительное производство начинается в суде, имеющем географические полномочия, - то есть, по месту жительства ответчика. Может случиться и так, что компетентной признается судеб ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru