Право и закон » Сущность института брака, определение его особенностей по российскому и мусульманскому праву » Институт брака по российскому и мусульманскому праву в сходствах и различиях

Институт брака по российскому и мусульманскому праву в сходствах и различиях

Страница 1

1. Фундаментальное сходство современного семейного права Российской Федерации и шариата заключается в том, что они регулируют семейные отношения, возникающие из брака, кровного родства и свойства, принятия детей на воспитание в семью. Основные различия - в том, что существует отличие в перечне семейных правоотношений: шариат включает в круг семейных отношений «кормилицу», то есть в нем существует отношения, возникающие из «родства по молоку, или по груди» и в том, что в шариате нет правового института усыновления, а только опекунства, а, следовательно, нет и семейных отношений возникающих из факта усыновления.

2. По своему содержанию сходны отношения, регулируемые семейным правом Российской Федерации и шариатом. Они подразделяются на личные неимущественные и имущественные отношения, имеющие значительные сходства по видам отношений. Различие заключается в том, что количество личных отношений, регулируемых мусульманским семейным правом, намного больше по своему перечню, чем в российском законодательстве. Шариат регулирует властные и сексуальные отношения между супругами, отношения между лицами различного пола в семье, устанавливает нормы поведения членов семьи в семье, в быту, правила поведения членов семьи вне семьи и многие другие.

3. Существует значительное содержательное сходство по методу семейного права, который включает в себя диспозитивные нормы и императивные нормы, особенностью которых является юридическое равенство субъектов семейных отношений, автономии их воли, индивидуально-ситуационное регулирование и способам регулирования семейных отношений в виде запретов и дозволений. Различие в том, что в шариате более четко прослеживаются правовые нормы, отражающие социально-биологическое различие между полами, в личных правах и обязанностях членов семьи, в особенности мужа и жены и в том, что в шариате сохраняет свое преобладание способ регулирования через запреты и дозволения, а в российском семейном праве преобладают более сложный способ регулирования в виде прав и обязанностей субъектов семейных отношений.

4. В содержательном плане прослеживается почти полное сходство принципов семейного права Российской Федерации и шариата: признание брака заключенного только в органах загса или органами или лицами, уполномоченных шариатом; добровольность брачного союза; равенство супругов в семье; решение внутрисемейных споров по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Различие отмечается в том, что признание юридического равенства супругов в шариате, включает в себя фактическое неравенство в правах и обязанностях мужа и жены.

5. Во многом сходны цели правового регулирования в семейном праве Российской Федерации и шариате: в укреплении семьи, построении семейных отношений на чувствах любви, уважения, взаимопомощи и ответственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения осуществления членами семьи своих прав с возможностью последующей их судебной защиты. Существенным различием шариата по целям правового регулирования семейных отношений является его прямая и явная религиозная составляющая, направленная на сохранение и воспроизводство ислама в мусульманских семьях. Тогда как российское право провозглашает свободу совести (включая семью) и запрещает ограничение прав членов семьи по религиозной принадлежности.

6. Юридические источники семейного права Российской Федерации и семейного права шариата, на первый взгляд, абсолютно различны. Однако, российское семейное право допускает существование корпоративного права религиозных организаций, основанного на соответствии внутренних установлений таковых организаций законодательству Российской Федерации. Следовательно, корпоративное право российских мусульманских организаций, базирующееся на религиозных постулатах Ислама, является специфической составляющей правовых источников российского семейного права, но только в той их части, которая устанавливает нормы, не противоречащие Российскому законодательству.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Порядок освобождения осужденных
Освобождению осужденных от отбывания наказания предшествуют подготовительные мероприятия, которые начинаются задолго, до освобождения. Подготовка осужденного к освобождению имеет значение применительно к лицам, отбывающим наказание, связанное изоляцией от общества, либо вне постоянного места житель ...

Формы непосредственного осуществления гражданами РФ местного самоуправления
Итак, мы убедились в том, что к формам непосредственного осуществления местного самоуправления относятся выборы в органы местного самоуправления, местный референдум, голосование по внутренним вопросам, например решение об отзыве депутатов или изменение границ муниципального образования, сход гражда ...

Изготовление печати. Символика фондов
Юридические лица должны иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения юридического лица. Печать может также содержать фирменное наименование на любом языке народов РФ или иностранном языке (в этом случае сведения о наличии фирменн ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru