Приступая к рассмотрению первого вопроса необходимо заметить, что право - это особый официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.
Правовые отношения в самом общем смысле можно определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в сущности не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.п.), а лишь видоизменяются, обретая при этом новое дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от регулируемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним.
Как пишет белорусский ученый В.С. Козлов, правовые отношения – это юридическая форма взаимодействия участников различных общественных отношений. Они являются необходимым условием и непосредственной задачей целенаправленного правового воздействия на общественные отношения. Они придают общественным связям наиболее значимый, стабильный, независимый от произвола и случайностей характер.
Нужно заметить, что в процессе правового регулирования общественных отношений создаются необходимые предпосылки для реализации всесторонних способностей личности, наиболее полного удовлетворения ее материальных и духовных потребностей в соответствии с интересами общества. Отсюда следует, что категория «правоотношение» является одной из центральных в общей теории права. Она позволяет понять, каким образом нормы права воздействуют на поведение людей.
Правоотношения – это следствие действия права как социального и государственного института. В до государственном (родовом) обществе правоотношений не было, поскольку там не было права.
Правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права, а потому что определенные общественные отношения нуждаются в правовой регламентации. Тогда появляется юридическая норма и уже на ее основе – правоотношение.
Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, которые имеют существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это прежде всего отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе, либо регулируются лишь отчасти.
Как пишет известный российский ученый В.Н. Хропанюк, правоотношение - это только одна сторона реального общественного отношения, определяемая нормой права, специфическая форма его выражения .
Исходя из этого все общественные отношения можно разделить на три группы:
регулируемые правом и, следовательно, выступающие в качестве правовых (правоотношения);
не регулируемые правом и, значит, не имеющие юридической формы;
частично регулируемые.
В основе такого деления лежат три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля.
Для появления правоотношений, возникающих на основе норм права, необходимы условия (материальные и юридические).
К материальным, в самом широком смысле слова, относятся жизненные интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в правоотношения. К юридическим – нормы права, правосубъектность, юридический факт.
Без названных условий правовые отношения возникнуть не могут.
Правовым отношениям присущи определенные признаки (черты). Наиболее характерные черты (признаки) правовых отношений как особого вида общественных отношений, заключаются в следующем.
1. Они возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность.
2. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке называют субъективными. Эта связь и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другого, и наоборот.
Правоотношение - это всегда двусторонняя связь. В большинстве правоотношений каждый из участников одновременно обладает правом и несет обязанность.
3. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы права в них отражается государственная воля; во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере, одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.
Основания для отказа в праве на реабилитацию
Основания для отказа лицу в праве на реабилитацию, указаны в части 4 ст. 133 УПК РФ, к ним относятся, когда примененные в отношении лица меры процессуального принуждения или постановленный обвинительный приговор отменены или изменены ввиду: а) издания акта об амнистии; б) истечения сроков давности; ...
Понятие и значение льгот в системе социального обеспечения
Понятие льготы как общенаучной категории изменялось по мере развития общества. Первоначально в период до XVIII в. на Руси под льготой понималось некоторое облегчение жизни определенных категорий граждан. В XVIII-XIX вв. понятие льготы расширилось: под льготой стало пониматься удобство условий осуще ...
Особенности организации работы советского управленческого аппарата
В первой главе мы рассмотрели становление властных структур советского государства, и увидели, что идеи по созданию наиболее эффективной формы организации власти принадлежали В. И. Ленину. Он излагал свои принципы в таких работах, как «Очередные задачи Советской власти», «Набросок правил об управле ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).