Высшей ценностью государства являются человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Эти закрепленные ст. 2 Конституции Росси положения лежат в основе раздела ХШ ТК.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью впервые в российском законодательстве было провозглашено в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, а затем получило нормативное закрепление в Конституции РФ. В качестве гарантии реализации этой конституционной нормы выступают положения ст.45 Конституции, предусматривающей государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, а также предоставляющей каждому возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Конвенция МОТ подчеркивает, что наиболее слабозащищенная сторона трудовых отношений – работник. Поэтому ему необходима государственная защита от произвола работодателя (хозяина). Разные государства имеют разный уровень такой защиты.
Развитие цивилизованных рыночных отношений в России невозможно без создания и функционирования системы правовой защиты интересов участников трудовых отношений.
Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 года определяет Россию как федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствования всего российского законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.
Новое содержание получило в ней и традиционное право на труд. Право человека на труд является одним из самых принципиальных, а способы его реализации в значительной степени характеризуют уровень развития общества. Сегодня граждане Российской Федерации могут реализовать это свое конституционное право в самых разнообразных формах. При этом существенно изменилось его содержание: труд свободен, и каждый имеет возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Одновременно запрещается принудительный труд.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Однако при этом интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии существования трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов.
Актуальность защиты трудовых прав работников обусловлена изменениями в социально-экономическом устройстве страны и связанным с этим реформированием трудового законодательства. С переходом к рыночным отношениям увеличилось число нарушений трудовых прав работников. В то же время построение правового социального государства невозможно без совершенствования юридических гарантий осуществления трудовых прав работников и форм их защиты.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что в условиях декларирования (ст. 1 Конституции Российской Федерации) построения демократического правового государства, утверждения надежно гарантированной свободы личности немыслимо оставлять без глубокого переосмысления проблему организации правовой защиты трудовых прав работников. Для устранения очевидного разрыва между декларируемым в законодательстве положением и реальной практикой необходимы научные исследования, посвященные выяснению возможных путей совершенствования защиты трудовых прав.
Исследование проблем защиты трудовых прав работников представляет собой особый теоретический и практический интерес по ряду причин.
В условиях становления в нашей стране нового рынка труда, расширения безработицы и появления многообразия работодателей необходимо выработать концептуальные основы новой государственной политики в области организации правовой защиты трудовых прав работников.
В связи с расширением работодателей, изменением характера собственности этих работодателей государство должно будет думать не столько о регулировании трудовых отношений как таковых, а сколько об организации надлежащей защиты трудовых прав работников. Создание оптимальных условий труда, интегрирование норм трудового права, призванных защищать права и интересы работников, с нормами международного права и, в первую очередь, положениями Конвенций МОТ - вот те основные, на наш взгляд, заботы и нашего государства на ближайшие годы.
Отсюда и та большая актуальность в научном исследовании проблем защиты трудовых прав работников. Уже сегодня необходимо исследовать все параметры и содержание защиты трудовых прав работников.
Теоретическую базу исследования составляют труды ученых в области общей теории права, конституционного, трудового и гражданского права.
В основу исследования положены труды ученых: Колобовой С.В., Толкуновой В.Н., Алексеева С.С., Мордовец А.С., Ведяхина В.М., Шубина Т.Б.,Коршунова Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломова Б.А., Миронова В.И., Гусова К.Н. и др.
Целями исследования являются: рассмотрение функций профсоюзов, Федеральной инспекции труда их правового статуса в сфере труда с точки зрения защиты трудовых прав работников; юридический анализ деятельности профсоюзов, Федеральной инспекции труда в этой области, а также законодательства с точки зрения необходимости его совершенствования для усиления защиты трудовых прав работников; рассмотрение способов самозащиты трудовых прав.
Исходя из целей исследования, поставлены следующие задачи:
- определить понятие правовой защиты трудовых прав работников.
- определение понятий «функции профсоюзов», «защита трудового права».
- рассмотрение форм реализации защитной функции профсоюзов, Федеральной инспекции труда;
- рассмотрение проблем судебной защиты трудовых прав;
- рассмотрение основных способов самозащиты трудовых прав
- выявление неточностей, противоречий и пробелов в правовом регулировании деятельности профсоюзов по защите трудовых прав работников;
- определение системы и содержания профсоюзов, федеральной инспекции труда области защиты трудовых прав работников ;
- сделать определенные выводы.
Нормативную правовую основу исследования составляют Конституция РФ, Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), а также другие международные документы, российское законодательство, законодательство субъектов РФ, подзаконные нормативные акты. Кроме того, исследована правоприменительная практика.
Методологической основой является совокупность научных методов и приемов исследования включающая в себя комплексный анализ явлений и процессов: диалектико-логический; системный; технико-юридический и другие.
В настоящем исследовании содержатся предложения, направленные на решение названных проблем. Они предполагают сохранение преемственности с ранее действовавшими правовыми нормами, расширении круга договорного регулирования трудовых отношений, использование международно-правовых актов.
защита трудовое право работник
Роль органов внутренних дел и участковых инспекторов милиции в рассмотрении
предложений, заявлений и жалоб граждан
В соответствии с Законом ПМР № 367-3-III от 5 ноября 2003г. " Об обращениях граждан", нарушение их рассмотрения, волокита, бюрократическое отношение к письмам влекут дисциплинарную ответственность виновных должностных лиц. В случае причинения существенного вреда государственным или общест ...
Прекращение государственно-служебных отношений
Государственная служба прекращается в результате увольнения государственной служащего на основании и в порядке, установленных правовыми актами. Оно возможно по инициативе самого государственного служащего и компетентного государственного органа или должностного лица. Основания увольнения по инициат ...
Реализация нового законодательства об образовании на уровне Ростовской
области
Закон Ростовской области «Об образовании» принят на основании Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Ф ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).