Право и закон » Защита трудовых прав работников » Теоретические предпосылки к созданию трудовых судов

Теоретические предпосылки к созданию трудовых судов

Страница 1

Судебная защита в области трудовых правоотношений, безусловно, имеет свои особенности. Причем они настолько существенны, что специфика разрешения дел по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений, образует такое качественное состояние, которое уже не вписывается в общие положения гражданского процессуального законодательства.

Уже сегодня должны быть предприняты шаги по совершенствованию судебной процедуры разрешения трудовых споров, в частности путем создания специализированных трудовых судов в судебной системе РФ, осуществляющих правосудие по трудовым делам. Что должно привести к повышению качества осуществления правосудия по трудовым делам и укреплению судебной системы РФ, т.е. создания такой процессуальной формы рассмотрения и разрешения трудовых споров, которые позволяла бы учитывать и наиболее эффективно применять нормы и общие принципы трудового права.

Изучение практики показало, что количество обращений работников в КТС постоянно снижается. В то же время судебная статистика свидетельствует, что количество обращений граждан в судебные органы за разрешением трудовых споров, в том числе и тех, которые могли быть рассмотрены на уровне КТС, продолжает возрастать.

В.Ф.Лазарев отмечает, что совершенствование системы урегулирования коллективных трудовых споров, методов ее работы, превращение ее в эффективно работающий социальный амортизатор должны вестись по двум основным направлениям:

Совершенствование действующей досудебной системы урегулирования трудовых споров (территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, временные трудовые арбитражи);

Специализация действующей судебной системы (в судах общей юрисдикции трудовые дела рассматриваются судьями совместно не с обычными заседателями, а с представителями профсоюзов и работодателей, трудовые суды). Это направление не требует дополнительных финансовых средств, но пока встречает сопротивление судебных органов, органов прокуратуры и отдельных профсоюзов. Поэтому реализация этой же задачи только посредством специализации действующей судебной системы через создание специализированных трудовых судов, на мой взгляд имеет первостепенное значение.

В ТК РФ предусматривается создание трудового арбитража как временно действующего органа по рассмотрению коллективного трудового спора, но только в том случае, если стороны заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

В настоящее время необходим эффективный институт, который не только поможет социальным партнерам разрешать коллективные споры, Нои будет выполнять миссию по принуждению трудовых конфликтов. Также не вызывает сомнения, что постоянные органы (трудовые суды) имеют ряд преимуществ перед временными. Прежде всего, это компетентность в вопросах, касающихся взаимоотношений спорящих сторон. Очень часто судебные решения отменяются судами более высоких инстанций из-за неверного толкования судьями обширного и очень сложного трудового законодательства. В результате вся процедура начинается с начала.

«Имеют место частые отмены решений из-за непрвильного применения обширного, сложного трудового законодательства и незнания локальных нормативных правовых актов. Неудовлетворительная подготовка дел к судебному разбирательству приводит к нарушениям сроков назначения дел к слушанию, приостановление по ним производства».

Учреждение в нашей стране постоянно действующих специализированных органов (трудовых судов) по предотвращению и разрешению трудовых споров будет способствовать, прежде всего:

- созданию реальных гарантий по реализации конституционных прав граждан на судебную защиту в целом и трудовых прав в частности;

- обеспечению реального соблюдения требований процессуального законодательства при разрешении трудовых споров;

- усовершенствованию правового механизма реального и быстрого исполнения решений судей.

Трудовые суды могут рассматривать дела, возникающие из трудовых отношений, в качестве суда первой инстанции, а также в порядке пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Пересмотр решений трудовых судов в кассационном порядке и в порядке надзора осуществляется судом субъекта РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ.

В зависимости от категории трудовых споров они могут рассматриваться судьей единолично либо судом в коллегиальном составе в порядке, установленном Трудовым процессуальным кодексом РФ.

В.И. Мироновым была разработана концепция разрешения трудовых споров с помощью процессуально трудового кодекса, не выходящая за границы гражданских судов: эти учреждения должны пополниться судебными бригадами, которые хорошо знают трудовое право. К этим бригадам должны отойти все конфликты, вытекающие из трудового права.

Согласно концепции В.И. Миронова суд должен состоять из профессионального судьи и двух общественных представителей (от работодателя и работника). Все три члена суда обладают равноправными правами. Объединения одновременно с выдвижением представителей предоставляют обязательства по выплате своим судьям средней зарплаты на период, когда они освобождаются от работы. Такую схему работы судов применяют во Франции.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Правовая охрана окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
В условиях научно-технической революции количественные и качественные изменения в общественном производстве негативно сказываются на природе. В структуре экономики возрастает удельный вес промышленности, некоторые отрасли, например химия, черная и цветная металлургия, наиболее вредны для состояния ...

Признаки и функции органов исполнительной власти
Признак- это характеристика предмета или явления, которая выступает ориентиром в построении деятельности. Согласно Ю.А. Тихомирову, федеральным органам исполнительной власти присущи следующие признаки: федеральный орган исполнительной власти– это часть единой системы, системно организованная и дейс ...

Сущность Конституции Российской Федерации
Сущность Конституции РФ, то есть ее наиболее важные свойства, определяющие ее роль в жизни общества, следует рассматривать в двух измерениях: в юридическом и социально-политическом. Образно говоря, в отличие от большинства других законов Конституция в наибольшей степени является продуктом и достоян ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru