Право и закон » Экологические правонарушения и экологические преступления

Экологические правонарушения и экологические преступления

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В механизме правового обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов значимое место занимает борьба с нарушениями экологического законодательства и особенно их предупреждения. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве. Это есть мера государственного принуждения, заключающаяся в претерпевании субъектом неблагоприятных последствий, установленных санкцией эколого-правовой нормы за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Российское государство усиливает свое внимание к проблеме укрепления экологического правопорядка. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации среди важнейших поставлена задача по “обеспечению жизнедеятельности населения в техногенно-безопасном и экологически чистом мире”.

Административную ответственность за нарушение экологического законодательства целесообразно рассматривать в традиционном ее понимании, т.е. как негативную реакцию государства на нарушение эколого-правовых административных норм.

Термин «экологическое правонарушение», прочно вошедший в лексикон науки экологического права, получил легальное закрепление в ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Экологическим правонарушением

принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения.

Ответственности за экологические правонарушения посвящена глава XIV Федерального закона “Об охране окружающей среды” (ст. 75-80). В ст. 75 этого закона за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлено четыре вида ответственности - имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Юридическим основанием

привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава экологического правонарушения, предусмотренного нормами права.

Состав правонарушения

, в том числе и экологического, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъективную сторону и субъект.

Объектом

экологического правонарушения является совокупность общественных отношений по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности.

В качестве объектов экологического правонарушения могут выступать отношения в сфере управления охраной окружающей среды и рационального природопользования, отношения в сфере установленного порядка использования природных ресурсов, отношения в сфере установленных правил охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, отношения в сфере обеспечения экологической безопасности населения, отношения в сфере установленного режима особо охраняемых природных территорий и т.д.

Окружающая природная среда в целом и компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) могут являться предметом

экологического правонарушения.

Объективная сторона

экологического правонарушения характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на природную среду. В целом, ее образуют следующие признаки:

1) нарушение экологических правил путем деяния (действия, бездействия);

2) причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности такого вреда;

3) наличие причинной связи между экологически опасным деянием и наступившими последствиями в виде причинения вреда окружающей среде или здоровью человека.

Деяние может выражаться в действии либо бездействии.

Подавляющее большинство преступлений и административных правонарушений - это активные действия: уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29 КоАП РФ) и т.д.

Бездействие характеризуется пассивным волевым поведением, выражающимся в невыполнении лежащей на лице обязанности действовать. В форме бездействия выражена объективная сторона таких административных правонарушений и преступлений, как невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7 КоАП РФ), непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. 16.6 КоАП РФ) и др.

По конструкции объективной стороны, составы экологических правонарушений подразделяются на формальные и материальные.

Формальными

называются такие составы правонарушений, объективная сторона которых в законе характеризуется с помощью только одного признака - нарушение экологических правил путем деяния (действия, бездействия). Материальные составы

– это составы, в объективную сторону которых законодатель включил в качестве обязательных все три выше перечисленных признака объективной стороны.

В предусмотренных законом случаях к объективной стороне относятся место, время, орудия и средства, способы, обстановка, способы совершения правонарушения (см., к примеру ст. 256 УК РФ, 8.26 КоАП РФ и т.п.).

С субъективной стороны

могут иметь место две формы вины – умышленная или неосторожная. Признать лицо виновным – означает установление того, что экологическое правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

В Уголовном Кодексе РФ предусматривается деление умысла на прямой и косвенный (ст. 25 УК РФ), а неосторожности – на легкомыслие и небрежность (ст. 26 УК РФ). Формы вины в конкретных экологических преступлениях либо указывается в диспозициях статей, либо подразумевается. Причем умышленная форма вины подразумевается во всех случаях, когда при описании преступления нет прямого указания на неосторожность (ч. 2 ст. 24 УК РФ).

В Кодексе РФ об административных правонарушениях указаны две формы вины, применяемые в отношении физических лиц, – административное правонарушение признается совершенным умышленно или по неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).

Субъектами

экологического правонарушения могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Ответственность наступает в соответствии как с Федеральным законом “Об охране окружающей среды”, так и с иными законами - Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими актами трудового, административного, уголовного, гражданского законодательства. В гражданском праве в области имущественных отношений основным источником является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации. Необходимость разграничения преступления и проступка возникает при применении 99% содержащихся в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) норм экологического характера.

Смотрите также:

Процессуальный порядок соединения уголовных дел
В теории уголовного процесса правила определения суда, которым должно рассматриваться соединенное (объединенное) уголовное дело, целым рядом авторов называется признаком подсудности по связи дел. При этом многими данный признак ставится в один ряд с родовым (предметным), территориальным (местным) и ...

Право на инспектирование и получение информации
Участники соглашения должны уполномочить компетентные органы на предоставление правообладателю достаточной возможности для инспектирования всех задержанных товаров, без ущерба для защиты конфиденциальных сведений (34). Они также должны уполномочить свои власти на предоставление эквивалентной возмож ...

Категория «добросовестность» в теории цивилистики и правоприменительной практике
Закрепление в источниках права категории «добросовестность», как и любой другой правовой категории, связано с историческим развитием страны, ее традициями, обычаями и другими особенностями. Как было указано ранее появление добросовестности в законодательстве это объективный естественный процесс, пр ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru