Правовая норма и правовое отношение органически взаимосвязаны и представляют собой в известном смысле единое целое. Это небольшая, но четкая динамичная система, в которой два главных компонента жестко предполагают друг друга. Норма вне правоотношения мертва, а правоотношение без нормы вообще немыслимо. Они соотносятся как причина и следствие - первое предшествует второму, а не наоборот. Это в полной мере справедливо и для гражданско-правовых норм и правоотношений.
Связь нормы права и правоотношения имеет сложный, многосторонний характер. Конкретно она выражается в следующем.
1. Правовое отношение возникает и функционирует только на основе нормы права. Без юридической нормы не может возникнуть ни одно правоотношение. Иными словами, «правоотношение имеется лишь там, где есть предусматривающая его правовая норма». Следует отметить, что С.Ф. Кечекьян считал, что не всегда нормы законодательства могут охватить все стороны юридической жизни общества, его социально-экономическую практику.
2. Правоотношение есть форма реализации юридической нормы, способ претворения ее в жизнь. Именно в правовом отношении проявляется реальная сила и эффективность государственного предписания, достигается поставленная цель. Правоотношение - это норма права в действии. Конечные цели их в принципе совпадают, они призваны урегулировать то или иное общественное отношение, скоординировать взаимное поведение соответствующих физических и юридических лиц.
3. Норма права и правоотношение являются составными частями (элементами) единого механизма правового регулирования и выполняют в нем, помимо собственных, некоторые общие функции.
4. Норма права в своей гипотезе указывает на условия возникновения правоотношения, в диспозиции - на права и обязанности его субъектов, в санкции - на возможные отрицательные последствия в случае нарушения данной нормы и возникшего на ее основе правоотношения. Норма права содержит в себе модель реального общественного отношения, а значит, и правоотношения как его юридической формы.
В литературе сложились две концепции взаимосвязи нормы права и правоотношения. Согласно первой из них, правовое отношение есть результат регулирующего воздействия правовой нормы на общественное отношение. Последовательность здесь такая: норма права - фактическое отношение - правоотношение. Согласно второй, правоотношения есть не результат, а средство регулирования общественных отношений. Последовательность в этом случае уже иная: норма права - правоотношение - общественное отношение.
То есть сначала на основе той или иной нормы права складывается правоотношение и только затем оно направляется на регулирование соответствующего отношения. Я думаю, что ближе к истине первая точка зрения, точнее отражающая реальность.
Юридические отношения совсем неодинаковы в тех случаях, когда имеется писаное и кодифицированное законодательство, и в тех случаях, когда его нет. Там, где существует выработанный кодекс, юриспруденция более урегулирована, но менее гибка; законодательство более стройно, но и более неподвижно.
Практически юридические нормы, правовые отношения и само право могут быть связаны по-разному, что зависит от уровня социально-экономического и правового развития общества. «К примеру, - пишет Ю.И. Гревцев, - различные притязания людей на те или иные права и свободы могут оцениваться не демократическими институтами, не посредством обсуждения и согласования различных интересов на этот счет, а путем бюрократически заформализованной процедуры, за которой обычно стоит либо авторитарный лидер, либо элитные интересы какой-либо могущественной группировки». Поэтому о мере действительной реализации устремлений, притязаний людей следует судить именно по характеру связи между официальной юридической нормой (в которой эти притязания нашли свое отражение) и юридическим отношением.
Во многих случаях издать норму без опоры на уже сложившуюся практику или по меньшей мере определившуюся тенденцию развития общественных отношений как основы нормы просто невозможно.
Таким образом, связь правового общественного отношения и нормы права можно понимать в виде «специфического союза между сложившейся деятельностью и идеальной моделью этой деятельности, обобщенной в сознании и впитавшей в сжатом виде наиболее ценные для практики характеристики данного вида деятельности».
Органы внешних сношений в Российской Федерации и её субъектов
Органы внешних сношений – это органы государства, посредством которых осуществляются его связи с другими государствами и иными субъектами международного права. Все органы внешних сношений подразделяются на внутригосударственные и зарубежные. Внутригосударственные, в свою очередь, являются либо орга ...
Характеристика Талицкого района
История Талицкого района начинается с середины XVII века, когда волна казаков и людей из казанских земель устремилась в Сибирь. В пойме реки Пышма стали возникать первые слободы. В 1646 году появились слободы - Беляковская, Вновь-Юрмытская, Юрмытская, Уецкая, Буткинская, Куяровская, ныне это сельск ...
Конституция США 1787 и ФРГ 1949 года
Большинство важнейших государственных функций (законотворчество, бюджетный процесс, назначение высших должностных лиц) в президентских и парламентских республиках не принадлежит полностью ни одной ветви власти. Полномочия в данных сферах распределены таким образом, что законодательная и исполнитель ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).