Президент Российской Федерации

Страница 1

В прежней Конституции Съезд народных депутатов занимал определенные приоритеты, т.к. это был высший представительный орган государственной власти, в том числе и по отношению к Президенту. Съезд был вправе рассмотреть любой вопрос, отнесенный к ведению РФ, заслушивал ежегодные доклады Президента, а если считал необходимым, то мог потребовать от Президента внеочередного доклада и в любое время отменить его акты.

Настоящая Конституция не дает таких приоритетов парламенту РФ, но как можно заметить ведущее положение в системе государственных органов страны занимает все-таки Президент. Это видно из очередности глав Конституции: гл. 4 «Президент Российской Федерации» предшествует гл. 5 «Федеральное Собрание ».

Ранее Президент определялся как глава исполнительной власти и высшее должностное лицо в стране. Теперь, согласно ст. 80 Конституции Российской Федерации, он является «главой государства». Называясь главой государства, Президент может быть номинальной фигурой, а ведущая роль в управлении государством принадлежит Правительству РФ. Однако в России избрана другая модель, согласно которой у нас не очень сильный Президент, потому что наделен большими полномочиями, по сравнению с прежней Конституцией.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и Федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Какие факторы можно выделить в модели Президента России?

Как мы знаем из Конституции, Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Альтернативность выборов в законодательстве о выборах признается обязательной. Порядок выборов Президента определяется не только Конституцией РФ, но также на ее основе мы можем ознакомиться с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г.

Согласно ст. 81 Конституции РФ Президент избирается народом (гражданами России), тогда мы можем обратить внимание, что его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. В силу этого он получает мандат доверия не от Парламента, а от всего населения России. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу присягу, где он клянется при осуществлении своих полномочий уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 82 Конституции РФ).

Исходя из Конституции Президент в России, стоит над всеми ветвями власти, а значит не входит в систему разделения властей. Это можно увидеть из сопоставления ряда норм. Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ это видно из ст. 11. Таким образом, Президент тоже осуществляет государственную власть. Какую именно из этих трех? Из ст. 94 законодательную осуществляет парламент, согласно ст. 110 исполнительную власть РФ осуществляет – Правительство РФ, и, конечно же, из 7 главы Конституции судебная власть, принадлежит судам. Остается сделать вывод о том, что у Президента своя самостоятельная форма власти, которую некоторые исследователи окрестили «президентской властью».

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Типология юридического конфликта
Юридические конфликты, как и другие социальные конфликты, подразделяются на несколько типов по различным основаниям. По субъектам отношений они могут быть межличностными, групповыми, институциональными; по времени протекания - краткосрочными и затяжными; по методам воздействия - насильственными и н ...

Соглашение ТРИПС пытается решить эти проблемы
При этом соглашение ТРИПС, являющееся частью соглашений по ВТО, содержит целый раздел, посвященный национальным проблемам в области осуществления прав интеллектуальной собственности, что необычно для международного соглашения. Даже в тех случаях, когда в этих международных соглашениях речь идет о п ...

Развитие источников
Источники права древнейшего периода. Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юрис ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru