Президент Российской Федерации

Страница 1

В прежней Конституции Съезд народных депутатов занимал определенные приоритеты, т.к. это был высший представительный орган государственной власти, в том числе и по отношению к Президенту. Съезд был вправе рассмотреть любой вопрос, отнесенный к ведению РФ, заслушивал ежегодные доклады Президента, а если считал необходимым, то мог потребовать от Президента внеочередного доклада и в любое время отменить его акты.

Настоящая Конституция не дает таких приоритетов парламенту РФ, но как можно заметить ведущее положение в системе государственных органов страны занимает все-таки Президент. Это видно из очередности глав Конституции: гл. 4 «Президент Российской Федерации» предшествует гл. 5 «Федеральное Собрание ».

Ранее Президент определялся как глава исполнительной власти и высшее должностное лицо в стране. Теперь, согласно ст. 80 Конституции Российской Федерации, он является «главой государства». Называясь главой государства, Президент может быть номинальной фигурой, а ведущая роль в управлении государством принадлежит Правительству РФ. Однако в России избрана другая модель, согласно которой у нас не очень сильный Президент, потому что наделен большими полномочиями, по сравнению с прежней Конституцией.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и Федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Какие факторы можно выделить в модели Президента России?

Как мы знаем из Конституции, Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Альтернативность выборов в законодательстве о выборах признается обязательной. Порядок выборов Президента определяется не только Конституцией РФ, но также на ее основе мы можем ознакомиться с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г.

Согласно ст. 81 Конституции РФ Президент избирается народом (гражданами России), тогда мы можем обратить внимание, что его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. В силу этого он получает мандат доверия не от Парламента, а от всего населения России. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу присягу, где он клянется при осуществлении своих полномочий уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 82 Конституции РФ).

Исходя из Конституции Президент в России, стоит над всеми ветвями власти, а значит не входит в систему разделения властей. Это можно увидеть из сопоставления ряда норм. Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ это видно из ст. 11. Таким образом, Президент тоже осуществляет государственную власть. Какую именно из этих трех? Из ст. 94 законодательную осуществляет парламент, согласно ст. 110 исполнительную власть РФ осуществляет – Правительство РФ, и, конечно же, из 7 главы Конституции судебная власть, принадлежит судам. Остается сделать вывод о том, что у Президента своя самостоятельная форма власти, которую некоторые исследователи окрестили «президентской властью».

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Понятие прав и свобод человека и гражданина
Существуют разные понятия права, и начало формирования этого понятия пришлось на 5 -4 века ещё до нашей эры. Философы считали, что право дано человеку от рождения и у каждого человека одинаковые права, (должно иметь место равноправие). С каждым столетием прав становилось всё больше и больше, так ка ...

Анализ судебной практики по вопросам купли-продажи земельных участков
В рамках данного раздела исследования, нами рассмотрены материалы судебной практики касающиеся: выкупа земельных участков при приватизации предприятий; признания торгов при купле-продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности недействительными; возникновения ...

Конфликт законодательной и исполнительной ветвей власти и доработка проекта Конституции Российской Федерации
Для характеристики последующего развития событий, которое привело к вооруженному противостоянию политических сил, требуется уточнить, что параллельно с работой Совещания шла работа Конституционной комиссии над своим проектом, учитывавшим дополнения как "президентского" проекта, так и пред ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru