Понятие юридического факта является достаточно разработанным в юридической литературе. Как правило, учеными дается сходное определение юридического факта, под которым понимается конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В целом аналогичное определение давалось и дореволюционными исследователями этой проблемы. Другими словами, юридический факт представляет собой конкретную (фактическую) предпосылку участия субъекта в том или ином правовом отношении. Помимо юридического факта в таком его понимании, в качестве подобных общих предпосылок выделяют также норму права и правоспособность. Норма права, регулируя определенное общественное отношение, характер правоотношения и содержит в своей гипотезе указание на те жизненные обстоятельства, при наступлении которых эта норма приводится в действие. Правоспособность же представляет собой ту общую, абстрактную возможность приобретать права и обязанности, при наличии которой субъект может вступить в конкретное правоотношение1. Наконец, юридический факт переводит общие установления правовой нормы в права и обязанности конкретных лиц. Таким образом, для возникновения, изменения или прекращения правового отношения необходимо наличие в совокупности нормы права, правоспособных субъектов и юридического факта. Ко дент чмуп стоматология минск.
Юридические факты могут быть рассмотрены с точки зрения принадлежности к той или иной сфере правового регулирования общественных отношений. Анализируя жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление определенных юридических последствий, можно судить о направлениях правового регулирования и государственной политике в соответствующей области. Очевидно, что с течением времени, под влиянием экономических, политических, идеологических факторов меняются и юридические факты. Именно они помогают увидеть динамический «срез» той или иной отрасли права, поскольку именно с ними связывается возникновение изменение, прекращение правоотношений и наступление иных правовых последствий. Юридические факты, таким образом, воплощают в себе специфику и отражают динамику правового регулирования в определенной области.
Юридические факты служат своеобразным (дополнительным к предмету и методу правового регулирования) доказательством существования отрасли права, так как для каждой отрасли характерен свой «набор» юридических фактов. Конечно, многие факты имеют правовое значение сразу для нескольких отраслей права, но в целом каждая самостоятельная отрасль использует такие специфические юридические факты, которые необходимы для регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли, присущим ей методом.
В юридической литературе до настоящего времени понятие юридического факта в праве социального обеспечения не было предметом самостоятельного исследования. Однако необходимость подобной работы продиктована все возрастающей ролью права социального обеспечения. Рождение и смерть, детство и старость, болезнь и инвалидность, чрезвычайные обстоятельства и т.д. — все это неизменные спутники человеческого существования, и то, что они находят отражение в нормах права социального обеспечения, является показателем их значимости, а следовательно, и ценности соответствующих научных исследований. Юридический факт выступает частной предпосылкой участия субъекта в том или ином социально-обеспечительном правоотношении, в то время как норма права социального обеспечения и правоспособность выполняют роль общих предпосылок.
Во 1-х, юридические факты — это происшествия, определенным образом выраженные вне. Отсюда следует, что юридическими фактами не имеют все шансы существовать идеи, хотения, намерения, ежели они не получили собственного материализованного закрепления. Совместно с тем, законодательство время от времени учитывает субъективную сторону тех либо других действий (к примеру, причина как нужное ограничение юридической ответственности, мотив правонарушения и т. п.) в вариантах, когда мы владеет дело со трудным юридическим фактом, к примеру преступлением. В льготе общественного снабжения постановитель время от времени еще придает правовое смысл субъективной стороне какого-нибудь явления беспристрастной реальности.
Во 2-х, юридические факты выражаются в наличии либо неимении определенных явлений материального решетка. Дело в том, что правовое смысл имеют все шансы обладать не лишь наличные(имеющиеся, положительные), однако и этак именуемые нехорошие, выражающие неимение тех либо других явлений, факты;,(неимение иного зарегистрированного брака, недалёкой ступени родства, факт неимения работы у личика, исполняющего выход за детками погибшего кормильца, и т.п.). Иными словами, постановитель может объединять юридические последствия не лишь с наличием определенных явлений, однако еще с их неимением.
Организация системы управления персоналом
Администрации Центрального района города Челябинска
Закон Челябинской области от 30 мая 2007 г. № 144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» определяет, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Челябинской области, утверждае ...
Теоретические основы деятельности социальных работников в пенитенциарной
сфере
Наиболее интенсивное развитие социальной работы в Казахстане, началось в конце 90-х гг. XX столетия. На современном этапе развития социальной работы в Казахстане большое значение имеет разработка её теоретических основ. Существует несколько моделей теоретического обоснования практики социальной раб ...
Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последст ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).