Юридические факты-состояния, правовой эффект которых растянут во времени, в праве социального обеспечения являются достаточно распространенными в силу того, что общей генетической предпосылкой предоставления того или иного вида социального обеспечения является нуждаемость, которая, в свою очередь, характеризуется определенной, более или менее длительной, протяженностью во времени.
Итак, юридические факты-состояния в праве социального обеспечения представлены правоотношениями и фактическими общественными отношениями, причем последние встречаются значительно чаще (малообеспеченность, инвалидность, временная нетрудоспособность и др.). Юридический факт-правоотношение имеет сложный характер в том смысле, что у него есть свое собственное основание возникновения, то есть юридический факт «первого уровня». В качестве факта «второго уровня» выступает само правоотношение, причем порочность юридического факта первого уровня автоматически влечет порочность и соответствующего правоотношения, факта второго уровня. Например, если пенсия была назначена лицу на основании, подложных документов, решение о ее назначении должно быть признано юридически ничтожным, соответственно в этом случае не существует пенсионного правоотношения и нет права на получение компенсационной выплаты (в приведенном выше примере). Практическое значение разграничения юридических фактов однократного действия и состояний заключается в том, что состояние - это, образно говоря, факт «многократного использования», непрерывно порождающий юридическое последствие в течение определенного промежутка времени; эффект состояния не ограничивается его однократным «срабатыванием».
Следует отметить, что существование состояний было замечено давно. Однако некоторые авторы, используя в качестве критерия классификации юридических фактов один только волевой признак, пытались представить состояния как третье звено классификации наряду с событиями и действиями.
Одни состояния носят волевой характер и в принципе могут быть отнесены к действиям (состояние в браке), другие имеют не волевой характер и могут быть отнесены к числу событий (состояние в родстве). Тем не менее, для выделения таких юридических фактов, как состояния, недостаточно одного только волевого признака, ибо в таком случае происходит смешение критериев классификации: события и действия выделяются по признаку связи с волей человека, а состояния отличаются от прочих юридических фактов длительностью существования во времени, многократным порождением однопорядковых правовых последствий.
Изложенные выше классификации юридических фактов является достаточно распространенными и изученными в юридической литературе Однако наряду с указанными существуют и иные критерии, возможно менее значимые, но, тем не менее, содержащие информацию об особенностях отдельных фактов, имеющих значение и в праве социального обеспечения.
Правовые и организационные основы деятельности организаций и специалистов
Противодействие легализации преступных доходов, в том числе ее предупреждение, оказалось бы практически невозможным без участия организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и адвокатов, нотариусов, индивидуальных предпринимателей, предоставляющих юридические и бухг ...
Признание гражданина ограниченно дееспособным или
недееспособным
Дееспособность – означает способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В отличие от правоспособности, дееспособность возникает с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме – с восемнадцати ле ...
Понятие инвалидности. Условия признания гражданина инвалидом
Инвалидность как юридическая категория вытекает из дефиниций статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», дающей определения понятия «инвалид» и основания определения группы инвалидности Инвалид - лицо, которое имеет нарушение зд ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).