Право и закон » Государственные и муниципальные служащие как особая профессиональная группа » Публично-правовая природа статуса государственных и муниципальных служащих

Публично-правовая природа статуса государственных и муниципальных служащих

Страница 3

2) закрепляя для работников право на заработную плату, медицинское обслуживание и другие гарантии, государство стремится обеспечить минимальный уровень социальной защищенности каждого работника, то есть заботится о реализации частного интереса. Аналогичные гарантии, установленные для государственных (муниципальных) служащих, являются средством административно-правового воздействия на поведение государственного (муниципального) служащего, которое призвано обеспечить эффективное выполнение им функций государства. То есть в данном случае государство преследует скорее публичный интерес. В связи с этим гарантии государственного служащего должны регламентироваться нормами публичного (административного), а не частного (трудового) права;

3) одна из основных особенностей статуса государственного (муниципального) служащего состоит в том, что все, что связано с деятельностью государственных (муниципальных) служащих, должно быть детально регламентировано правовыми нормами. Правовая регламентация деятельности объективно необходима, поскольку ему предоставлено право участвовать в разработке, принятии и реализации решений, затрагивающих интересы множества различных социальных групп. В трудовом законодательстве содержится лишь минимальный стандарт правил, а условия труда и гарантии определяются в каждом конкретном случае трудовым договором, то есть соглашением сторон.

Однако, несмотря на вышеизложенное, нельзя полностью отрицать возможности применения норм трудового права к регулированию «внутренних» отношений на государственной (муниципальной) службе, поскольку государственная (муниципальная) служба - это, безусловно, один из видов трудовой деятельности, хотя и в значительной мере специфический и, следовательно, процедура реализации отдельных гарантий государственного (муниципального) служащего (ежегодный оплачиваемый отпуск, организация профсоюзов, условия работы и др.) может в значительной мере регламентироваться трудовым законодательством, но лишь в той части, в которой оно не противоречит специальному законодательству о государственной (муниципальной) службе.

Ю. Н. Старилов предлагает критерий для разграничения – «в перспективе одним из важнейших отличительных признаков норм государственной службы от норм трудового права должно стать подразделение права на публичное и частное».

Таблица 1. Отличия государственной службы от труда «вообще»

Критерии

Труд «вообще»

Государственная служба

Источник правового регулирования

Трудовой кодекс

Устав

Основание начала

По договору

Обязанность

Возмездность

Исключительно за деньги

Может и бесплатно

Характер возмещения

Зарплата

Жалованье, оклад

Права субъекта

Общегражданские

Ограничены

Отношения

Материальные, договорные

Властные

Рабочий день

8 часов

Не нормирован

Правосубъектность

Права и обязанности

Компетенция, полномочия

Ответственность

Трудовая

Дисциплинарная

Пенсия

Ординарная

Повышенная

Обеспечение принуждением

Государственное или частное

Только государственное принуждение

Особый статус государственной службы вытекает из различия между административным и частным правом, также утверждает Ги де Брэбан. Точнее было бы сказать, что особый статус государственной службы вытекает из различия публичного и частного права. Государственная служба, хотя и может пониматься в определенном смысле как процесс труда, выполнение своих властных полномочий, принципиальные отличия от понятия труда вообще имеет. Отличий немало, в частности, по следующим критериям (табл. 1).

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Понятие и содержание функций государства
В юридической науке под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах. Следует, однако, отметить, что современной юридической наук ...

Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения можно классифицировать по нескольким основаниям. Самым немаловажным является это управленческие связи: 1) Отношения, которые отражают суть исполнительной власти. Охарактиризовывать данный вид управленческих связей можно тем, что управляющий субъект исполнительной ...

Виды судопроизводства
Первый, исковый, используется в практике наиболее часто, т.к. сопровождается наличием спора о праве, зарождающимся в недрах гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений. К неисковым видам судопроизводства относят: приказное, особое, публичное. А также с принятием нового гражданского процес ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru