В настоящее время в регионах Российской Федерации активно ведется работа по созданию научно обоснованной методики определения штатной численности органов государственного и муниципального управления, имеющая своей целью оптимизацию кадрового планирования, совершенствование технологий определения потребности управленческих структур области в персонале.
В основу рекомендаций по определению штатной численности органов муниципального управления области положен принцип многокритериевого измерения. В системе муниципального управления действуют разные по своему профилю органы и структурные подразделения (экономические, социальные, жилищно-коммунальные и др. службы). Поэтому в отношении каждого из данных структур критерии определения их штатной численности будут различны.
Так, численность аппарата Администраций муниципальных образований корректнее всего, по мнению специалистов сектора государственной и муниципальной службы, привязать к численности населения, проживающего в границах муниципальной территории.
В этом случае могут быть разработаны некие типовые («нормативные») структуры аппаратов, скажем, по городским и сельским территориям с определенной численностью наличного населения, а далее на их основе с учетом поправочных коэффициентов (на увеличение или понижение численности населения территории) произведен перерасчет численного состава аппаратов администраций по другим муниципальным образованиям региона.
Задача несколько усложняется, если в рамках одной территории присутствует одновременно и городская, и сельская инфраструктура. Здесь механизм расчета будет более сложным. Требуется ввести в методику ряд дополнительных поправочных коэффициентов. Данные коэффициенты должны будут учитывать такие факторы, как соотношение городского и сельского населения муниципального образования, общая численность наличного населения в муниципальном образовании, возможно - другие показатели.
При разработке методики определения лимита численности, например, финансовых органов муниципальных образований, то подход здесь будет несколько иным. Так, например, министерство финансов Ростовской области при разработке нормативов численности работников районных и городских финансовых органов предлагает все муниципальные образования области разделить на три обособленные группы, исходя из следующих показателей:
- объем местного бюджета по доходам;
- объем местного бюджета по расходам;
- количество постоянных бюджетополучателей.
В зависимости от количественной оценки этих показателей каждой территории присваивается определенная «весовая категория» (количество баллов).
Представляется, что подобные методики имеет смысл разработать в целях использования на территории всех муниципальных образования Российской Федерации. Их обобщение может привести к выработке единого целостного подхода к определению штатной численности органов муниципального управления области, что создаст исходные предпосылки для научного выявления потребности органов муниципального управления в квалифицированных кадрах и послужит надежным ориентиром для работы по набору претендентов на вакантные должности муниципальной службы.
По данным субъектов Федерации, на 1 января 2011 г. к категории муниципальных служащих в РФ относятся 336,3 тыс. человек, что по сравнению с 1 января 2009 г. больше на 21450человек, а по сравнению с 2000 г. их численность возросла как минимум на 150 тыс. человек. При этом только 51% муниципальных служащих имеет стаж муниципальной и(или) государственной службы более пяти лет, что также свидетельствует о значительном обновлении и пополнении состава муниципальных служащих за последние годы.
Обращает на себя внимание также тот факт, что сложилась половозрастная структура муниципальной службы, не соответствующая структуре занятого населения: среди лиц, замещающих высшие и главные должности муниципальной службы, большинство старше 50 лет. Например, в Ленинградской области среди муниципальных служащих женщины составляют около 80%, каждая четвертая из которых старше 50 лет, в том числе старше 60 лет - 2%.
Учитывая, что в течение ближайших десяти лет произойдет высвобождение более половины муниципальных служащих, замещающих ключевые должности, если не будут приняты действенные меры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, у органов местного самоуправления возникнут большие трудности из-за невозможности замещения этих должностей следующим поколением муниципальных служащих, не имеющих достаточного опыта работы на муниципальной службе и необходимой квалификации. К тому же в стране сохраняется тенденция увеличения числа муниципальных служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности.
Правовая система в Новгородской феодальной республике
Великая русская республика средневековья интересна своей уникальностью. Европейскому феодализму была известна республиканская форма правления, но случай, когда республика по площади равнялась бы территории целой Франции, исключителен. Своеобразно и право Новгорода. Несмотря на тесные торговые связи ...
Ограничение законных прав клиентов
Согласно ст. 382-390 ГК РФ любой участник инвестиционного процесса, в первую очередь приобретатель жилья, заключивший первичный договор с застройщиком, имеет возможность возмездной переуступки требования квартиры (таунхауза, коттеджа) третьим юридическим или физическим лицам по рыночным (договорным ...
Определение механизма государства и вопросы его совершенствования
Какую точку зрения Вы считаете более правильной? Аргументируйте свою позицию. Я согласна с мнением большинства ученых, что механизм государства – более широкое понятие, чем государственный аппарат. Так как функции, предписываемые государству, осуществляются через его механизм, а механизм есть та ма ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).