Одним из наиболее интересных с правовой точки зрения этапов конституционного развития России в советский период выступает принятие Конституции СССР 1977 года и Конституции РФСР 1978 года. Предпосылками принятия указанных актов выступали:
1) естественное отмирание вопросов подавления эксплуататорских классов и социальных групп, так как в обществе остались только трудящиеся классы и социальные группы (рабочие, крестьяне и интеллигенция);
2) целесообразность диктатуры пролетариата начала вызывать определенные вопросы, в том числе после развенчания культа личности И.В. Сталина;
3) экономика СССР, развивавшаяся на базе полного господства социалистической собственности, стала одной из самых мощных в мире;
4) в социальной сфере произошел рост уровня жизни населения, выравнивание условий жизни различных социальных слоев, повышение их общественной активности, в связи с чем возникла потребность расширения прав и свобод граждан с целью вовлечения их потенциала в развитие общества;
5) в сфере национальных отношений произошло выравнивание социально-экономического развития различных наций и народностей, рост интеграции в межнациональных отношениях;
6) для эффективного участия в международных отношениях, необходимо было изменение образа СССР в сторону социалистического государства с развитыми демократическими институтами и правами.
Таким образом, конституционное развитие нашей страны в рассматриваемый период времени перешло на новый этап в рамках советского периода, связанный с необходимостью закрепления обновленной модели социалистического общества. Как известно, указанная модель получила название государства развитого социализма, на что было косвенно указано в преамбулах к Конституциям 1977 и 1978 годов.
Применительно к Конституции РСФСР, следует сказать, что она, как и предыдущие подобные акты, во многом дублировала положения союзной Конституции. Так, в ней также был закреплен переход к модели общенародного государства, провозглашено полновластие народа, указаны новые формы государственной собственности и так далее. В целом, оценивая данный конституционный акт, можно сделать вывод о том, что он являлся наиболее демократическим по своей сути среди всех советских конституций. Об этом свидетельствуют такие его положения как:
1) расширение перечня основных прав, свобод и обязанностей по сравнению с Конституцией РСФСР 1936 года;
2) увеличение количества институтов непосредственной демократии;
3) повышение роли профсоюзных и иных общественных организаций при принятии решений политического и экономического характера, а также в отношениях управления социалистической собственностью;
4) расширение круга полномочий органов государственной власти субъектов РСФСР;
5) единообразное закрепление ряда основополагающих правовых принципов, таких как принцип законности, принцип учета международного правового опыта и так далее;
6) расширение прав граждан и общественных организаций по участию в выборах представительных органов и другие.
На наш взгляд, стоит также выделить некоторые особенности рассматриваемой Конституции, отличающие ее от Основного закона СССР:
1) в преамбуле данного акта подчеркивалось единство РСФСР в союзе с другими республиками, а российский народ признавался неотъемлемой частью всего советского народа;
2) в Конституции 1978 года была более подробно определена компетенция входящих в состав РСФСР субъектов и их суверенные права, а также были введены новые положения, касающиеся статуса автономной республики, автономных областей и автономных округов;
Понятие договора строительного подряда и его особенности
ГК 1964г. признавал подряд и подряд на капитальное строительство самостоятельными договорами. Такое мнение высказывалось и в литературе: «… подрядный договор по строительству в социалистическом праве – это не разновидность договора подряда, а особенный договор или самостоятельный тип договора в сис ...
Источники нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений
Впервые письменные нормы налогового права появились в Законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), которые юридически закрепили: два вида податей (налогов) — централизованные подати, которые собирались в царскую казну, и местные подати, собираемые в казну местной знати; субъекты податей; объекты пода ...
Судебная власть
Особая роль суда определяется тем, что он арбитр в спорах о праве. Только судебная власть и никакая другая отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан, и государственности в целом. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительн ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).