Право и закон » Конституционное развитие России » Конституция России 1993 года: краткий анализ и история принятия

Конституция России 1993 года: краткий анализ и история принятия

Страница 1

Современный этап конституционного развития России связан, прежде всего, с ныне действующей Конституцией 1993 года. В рамках данной главы мы считаем целесообразным кратко остановиться на истории принятия этого важнейшего документа.

Необходимость принятия нового Основного закона, как уже упоминалось нами ранее, была провозглашена еще в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, впоследствии же начинала ощущаться и реальная потребность в совершении этого действия. Провозглашенный в Декларации принцип разделения властей не был оформлен конституционными нормами, что, в свою очередь, приводило к разночтениям, ведь Советы все еще продолжали сохранять основную власть.

Не смотря на то, что Конституционная комиссия во главе с Б.Н. Ельциным была создана еще 22 июня 1990 года, работа ее продвигалась достаточно медленно, в результате чего новая Конституция была принята по истечении более чем трех лет. С другой стороны, на работу Комиссии оказывали влияние и нараставшие в обществе негативные тенденции, и происходившие в то время исторические события. Кроме того, первично разработанные проекты не получили поддержку в обществе. Отдельными общественными кругами начали выдвигаться собственные альтернативные проекты, а также огромное количество поправок к обсуждаемым образцам.

Разработанный Комиссией проект Конституции был одобрен VI Съездом народных депутатов лишь в апреле 1992 года, но принят он так и не был в связи с острыми противоречиями между законодательной и исполнительной ветвями власти. Так как указанные разногласия касались, прежде всего, разделения полномочий этих двух ветвей власти, то без их разрешения принятия нового Основного закона не представлялось возможным.

В мае 1993 года проект Конституции РФ, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления.

В целях доработки проекта Конституции в соответствие с политикой Президента России, 5 июня 1993 года было созвано Конституционное совещание, которое изначально позиционировалось в качестве масштабного форума, сочетающего представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. В результате работы Совещания, конституционный проект, представленный Президентом, был полностью опровергнут. На основе поступивших в адрес Конституционного совещания поправок и пожеланий, им был составлен окончательный проект, утвержденный 12 июля 1993 года. При этом многие положения принятого проекта дублировали соответствующие нормы проекта Комиссии.

Следующие несколько месяцев были связаны с известными историческими событиями, происходившими на фоне сильнейшего конституционного кризиса. Б.Н. Ельцин издавал промежуточные президентские акты, регулировавшие отдельные вопросы конституционного значения (например, Положение о федеральных органах власти на переходный период). По завершении указанного кризиса было принято решение о проведении референдума с целью утверждения разработанного ранее проекта Конституции.

Такой референдум был проведен 12 декабря 1993 года по результатам которого была принята современная Конституция Российской Федерации, вступившая в силу с 25 декабря того же года. Стоит отметить, что конституционное развитие нашей страны, как уже отмечалось ранее, не завершается на этой дате. Оно осуществляется и в наши дни. По мнению отдельных авторов, современное конституционное развитие свидетельствует о широком применении конституционных учреждений и институтов в российской правовой и политической действительности. В этой связи конституционную историю России следует рассматривать как сложный и неоднородный, но вместе с тем единый процесс, сочетающий в себе ряд последовательных и взаимосвязанных реформ и революций.

В рамках настоящего пункта также целесообразно указать наиболее характерные для современной Конституции особенности:

1) этим актом была учреждена новая модель российского государства, базирующаяся на общепризнанных демократических ценностях;

2) демократические основы были закреплены в качестве основ государственного строя РФ;

3) глава 2 Конституции утвердила универсальную концепцию прав и свобод человека с признанием приоритета естественных прав;

4) Конституцией РФ была учреждена новая система органов государственной власти, основанная на принципе разделения властей;

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Минимальные нормы и отсутствие полной унификации
Раздел соглашения ТРИПС, касающийся мер по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности, имеет своей задачей гарантировать "эффективные меры" против любых действий, нарушающих права интеллектуальной собственности (2). Эта задача лежит в основе двадцати одной подробной статьи ...

Субъект и субъективная сторона состава преступления – нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Субъект преступления – это физическое вменяемое лицо, которое совершило общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законом, достигшее указанного в законе возраста и способное нести за это уголовную ответственность. Различают два вида субъектов преступления12: общий – это физическое вменяемое ...

Право на здоровые и безопасные условия труда
Одной из первостепенных задач, стоящих перед нашим государством, является охрана здоровья граждан, которая обеспечивается созданием безопасных условий труда, ликвидацией или сведением к минимуму производственного травматизма и профессиональных заболеваний, то есть совершенствованием охраны труда. В ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru