Право и закон » Конституционное развитие России » Конституция России 1993 года: краткий анализ и история принятия

Конституция России 1993 года: краткий анализ и история принятия

Страница 1

Современный этап конституционного развития России связан, прежде всего, с ныне действующей Конституцией 1993 года. В рамках данной главы мы считаем целесообразным кратко остановиться на истории принятия этого важнейшего документа.

Необходимость принятия нового Основного закона, как уже упоминалось нами ранее, была провозглашена еще в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, впоследствии же начинала ощущаться и реальная потребность в совершении этого действия. Провозглашенный в Декларации принцип разделения властей не был оформлен конституционными нормами, что, в свою очередь, приводило к разночтениям, ведь Советы все еще продолжали сохранять основную власть.

Не смотря на то, что Конституционная комиссия во главе с Б.Н. Ельциным была создана еще 22 июня 1990 года, работа ее продвигалась достаточно медленно, в результате чего новая Конституция была принята по истечении более чем трех лет. С другой стороны, на работу Комиссии оказывали влияние и нараставшие в обществе негативные тенденции, и происходившие в то время исторические события. Кроме того, первично разработанные проекты не получили поддержку в обществе. Отдельными общественными кругами начали выдвигаться собственные альтернативные проекты, а также огромное количество поправок к обсуждаемым образцам.

Разработанный Комиссией проект Конституции был одобрен VI Съездом народных депутатов лишь в апреле 1992 года, но принят он так и не был в связи с острыми противоречиями между законодательной и исполнительной ветвями власти. Так как указанные разногласия касались, прежде всего, разделения полномочий этих двух ветвей власти, то без их разрешения принятия нового Основного закона не представлялось возможным.

В мае 1993 года проект Конституции РФ, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления.

В целях доработки проекта Конституции в соответствие с политикой Президента России, 5 июня 1993 года было созвано Конституционное совещание, которое изначально позиционировалось в качестве масштабного форума, сочетающего представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. В результате работы Совещания, конституционный проект, представленный Президентом, был полностью опровергнут. На основе поступивших в адрес Конституционного совещания поправок и пожеланий, им был составлен окончательный проект, утвержденный 12 июля 1993 года. При этом многие положения принятого проекта дублировали соответствующие нормы проекта Комиссии.

Следующие несколько месяцев были связаны с известными историческими событиями, происходившими на фоне сильнейшего конституционного кризиса. Б.Н. Ельцин издавал промежуточные президентские акты, регулировавшие отдельные вопросы конституционного значения (например, Положение о федеральных органах власти на переходный период). По завершении указанного кризиса было принято решение о проведении референдума с целью утверждения разработанного ранее проекта Конституции.

Такой референдум был проведен 12 декабря 1993 года по результатам которого была принята современная Конституция Российской Федерации, вступившая в силу с 25 декабря того же года. Стоит отметить, что конституционное развитие нашей страны, как уже отмечалось ранее, не завершается на этой дате. Оно осуществляется и в наши дни. По мнению отдельных авторов, современное конституционное развитие свидетельствует о широком применении конституционных учреждений и институтов в российской правовой и политической действительности. В этой связи конституционную историю России следует рассматривать как сложный и неоднородный, но вместе с тем единый процесс, сочетающий в себе ряд последовательных и взаимосвязанных реформ и революций.

В рамках настоящего пункта также целесообразно указать наиболее характерные для современной Конституции особенности:

1) этим актом была учреждена новая модель российского государства, базирующаяся на общепризнанных демократических ценностях;

2) демократические основы были закреплены в качестве основ государственного строя РФ;

3) глава 2 Конституции утвердила универсальную концепцию прав и свобод человека с признанием приоритета естественных прав;

4) Конституцией РФ была учреждена новая система органов государственной власти, основанная на принципе разделения властей;

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Реализация нового законодательства об образовании на уровне Ростовской области
Закон Ростовской области «Об образовании» принят на основании Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Ф ...

Местные органы по защите прав потребителей
Никакие федеральные органы не могут знать всех проблем, с которыми приходится ежедневно сталкиваться потребителям в каждом конкретном городе или районе. Согласитесь, не будет же ведомство, находящееся в Москве, разбираться с конкретной булочной, нарушающей права потребителей, скажем, в Находке или ...

Гарантии охраны труда женщин и несовершеннолетних
Одним из наиболее важных средств обеспечения реализации права работника на охрану труда являются правовые гарантии. Без создания системы гарантий невозможно обеспечить беспрепятственное пользование правами. Для более полного уяснения вопроса обратимся к анализу понятия и сущности гарантий в целом. ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru