Рассмотрим различие понятий «контроль» и «надзор», а также их соотношение. С помощью контроля выявляются отклонения в управляемой системе от заданных параметров и принимаются меры для приведения её в состояние. Этим контроль, в частности отличается от надзора, где надзирающий только констатирует отклонение и информирует соответствующие инстанции, компетентные принимать управленческие решения.
Иногда контроль называют родовым понятием по отношению к надзору. То есть надзор в этом случае является производным от контроля и имеет ряд характерных признаков: проверку соответствия специальным правилам, установленных для объектов, которые находятся под надзором; объекты проверки организационно не подчинены субъекту, осуществляющему надзор. Надзор в данном случае рассматривается как отдельный вид контроля. Понятие контроля можно дополнить такими однородными понятиями как мониторинг и аудит. Термин «мониторинг» можно обозначить как пассивную форму контроля. При этом отсутствует прямая форма воздействия на объект мониторинга, а применяются методы наблюдения и анализа. Термин «аудит», как понятие родственное контролю, преимущественно используется при проверке финансово-хозяйственной деятельности для определения достоверности отчетности, учета, их соответствия действующему законодательству. Как видим, анализ, как общенаучный метод, находит свое место и в сфере государственного контроля. Если непосредственно в контрольной деятельности, анализ является лишь одной из стадий, после которой следует прямое воздействие на объект контроля, то в случае надзора, мониторинга или аудита, субъект контроля может ограничиваться лишь анализом и не воздействовать непосредственно на его объект. Можем привести как пример прокурорский надзор. В случае нарушения действующего законодательства, прокурор не оказывает прямое воздействие на нарушителя, а косвенно реагирует путем обращения в суд. Здесь уместно говорить не о контроле со стороны прокурора, а надзоре, сущностью которого является анализ правомерности действий его объектов.
Правительство Российской Федерации
Исполнительную власть в Российской Федерации согласно ст. 110 Конституции РФ осуществляет Правительство РФ. Исполнительная власть, согласно Конституции, составляет в государстве наиболее разнообразную и разветвленную систему государственного управления. Исполнительные органы осуществляют государств ...
Проблема легитимности государственной власти
Обоснуйте наиболее приемлемую, на Ваш взгляд, классификацию легитимности государственной власти. Понятие «легитимность власти» впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. В политической науке наиболее популярна составленная им классификация легитимности власти. Он предложил вы ...
Особенности объекта злоупотребления должностными полномочиями и превышения
должностных полномочий
Должностные преступления в УК 1996 г. содержатся в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». В соответствии с действующим ныне законодательством данную группу преступлений отличает то, что совершаются они спец ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).