Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.
Говоря о соотношении способа и формы защиты прав, М.К. Треушников отмечает, в частности, что способ защиты права – категория материального (регулятивного) права, а под формой защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т. е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.
Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные формы.
Судебные формы защиты прав предпринимателей предполагают определенного рода деятельность со стороны таких органов, как:
1) Конституционный Суд РФ;
2) арбитражные суды;
3) суды общей юрисдикции.
Среди авторов юридической литературы, используемой мной при подготовке данной работы, было замечено единство мнений по классификации судебных форм защиты прав предпринимателей. Изучая же вопросы, связанные с внесудебными формами защиты нарушенных предпринимательских прав, я столкнулся с различными подходами к классификации данных форм защиты. Так, например, доктор юридических наук, профессор Скворцов О. Ю. во внесудебных формах защиты прав предпринимателей выделяет формы самозащиты, форму претензионного порядка урегулирования разногласий предпринимателей, форму защиты прав предпринимателей органами исполнительной власти и средствами прокурорского надзора, форму рассмотрения предпринимательских споров третейскими судами и отдельной главой рассматривает разрешение международных коммерческих споров, как одну из форм внесудебной защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей.
К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей, по мнению И. А. Смагиной, следует отнести:
1) нотариальную защиту;
2) третейское разбирательство;
3) досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.
Некоторые источники среди форм внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей перечисляют: самозащиту; урегулирование разногласий во внесудебном порядке; разрешение жалоб органами исполнительной власти в порядке подчинённости (в том числе нотариат).
Наиболее полно дифференцированы внесудебные формы защиты нарушенных прав и интересов предпринимателей у профессора О. Ю. Скворцова. Тем не менее, мне представляется возможным включить в классификацию внесудебных форм защиты нотариальную защиту, а вопрос о самозащите нарушенных прав не рассматривать, так как он был рассмотрен в предыдущей главе.
Таким образом, необходимо более подробно рассмотреть следующие подвиды внесудебных форм защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей:
1. нотариальная защита;
2. претензионный порядок урегулирования разногласий;
3.третейское разбирательство;
4. защита нарушенных прав органами власти и прокуратурой и особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).
Обобщение и интерпретация статистической информации
Результаты статистических сводок и группировок могут быть представлены в виде статистических рядов – упорядоченных совокупностей значений показателей (статистического признака). По своему содержанию статистические ряды подразделяются на ряды динамики и ряды распределения. Рядом динамики называют си ...
Назначение судебно-психиатрической экспертизы
После проведения первоначальных следственных действий и допроса подозреваемого, обвиняемого у следователя могут появиться сомнения по поводу наличия нормального физического или психического состояния допрашиваемого. Возникает необходимость разрешить вопрос о вменяемости лица, совершившего преступле ...
Субъекты договора поставки для государственных или муниципальных нужд
Субъектами договора о поставке товаров для государственных или муниципальных нужд на стороне заказчика являются государственные органы и организации, выступающие в качестве юридических лиц, на стороне поставщика – государственные и частные организации (юридические лица). Конкретный состав участнико ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).