Право и закон » Государственный контроль » Субъектная классификация государственного контроля

Субъектная классификация государственного контроля

Страница 1

В следующей части данной работы государственный контроль будет рассмотрен как деятельность уполномоченных на проведение контроля субъектов. Следует сказать, что разделение видов контроля по субъектам с учетом объектов контроля является условным, так как один субъект может оказывать контролирующее воздействие в разных сферах. И в то же время, один объект могут контролировать несколько субъектов. Контрольными структурами Украины являются: Президент, Кабинет Министров, Конституционный суд, Уполномоченный по правам человека, прокуратура, Счетная палата законодательного органа, аудиторские структуры Центрального банка Украины, налоговая администрация и др. Контрольную деятельность осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, однако она производится как в разном объеме, так и в различных вопросах и сферах правового регулирования. Рассмотрим основные субъекты государственного контроля в Украине (схема 2).

Схема 2. Субъекты государственного контроля Украины

Трапеція: НБУ,Стрілка вгору: бюджетный контроль
Стрілка вгору: прокурорский надзор
Стрілка вгору: контроль над соблюдением избирательного законодательства

Верховная Рада Украины, являясь единственным законодательным органом, осуществляет общий государственный контроль в рамках своих полномочий (статья 85 Конституции Украины), как-то: принятием законов (пункт 3), контроль над деятельностью Кабинета Министров (п. 13), установлением руководящего кадрового состава государственных органов (п. 17-21). Исходя из этого, можно сказать, что парламент осуществляет контроль над деятельностью исполнительной власти. Также важным есть то, что парламент Украины является субъектом инициирования конституционного контроля. Согласно закону «О Конституционном Суде Украины» субъектами права на конституционное представление («подання») по вопросам конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады АРК являются (в парламенте) не менее 45-ти народных депутатов, а также Уполномоченный Верховной Рады по правам человека (омбудсмен). Что касается омбудсмена, то украинский вариант этого органа (Уполномоченный Верховной Рады по правам человека) относится к так называемым «законодательным» омбудсменам, назначается парламентом, причём такая практика действует в большинстве стран. Поэтому деятельность отечественного омбудсмена можно отнести к парламентскому контролю. Это также устанавливается статьей 101 Конституции: «Парламентский контроль над соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека». Юридическим результатом контрольно-надзорной деятельности омбудсмена являются акты реагирования Уполномоченного – конституционные представления и представления. Конституционное представление – «акт реагирования в Конституционный Суд Украины относительно решения вопроса о соответствии Конституции Украины закона Украины или другого правового акта…». Представление Уполномоченного – «акт, который вносится Уполномоченным в органы государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий .для принятия соответствующих мер .для устранения установленных нарушений прав и свобод человека и гражданина».

Парламентский контроль также охватывает такую важную сферу государственной жизни как бюджетная. Статья 98 Конституции Украины гласит, что: «Контроль от имени Верховной Рады Украины за поступлением средств в Государственный бюджет Украины и их использованием осуществляет Счетная палата. Таким образом, можно сказать, что парламентский контроль в бюджетной сфере осуществляет специальный орган в структуре высшего законодательного органа Украины – Счетная палата. Этот орган, подотчётный Верховной Раде осуществляет такие функции как: контроль над исполнением Государственного бюджета Украины, финансированием общегосударственных программ; контроль эффективности управления средствами Государственного бюджета Государственным казначейством Украины.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Некоторые вопросы формы государственного правления в России
По общему мнению, форма правления представляет собой ведущий элемент формы государства. В правовой науке существуют два подхода к определению формы правления — широкий и узкий. Первый в содержание формы правления включает порядок формирования и деятельности всех высших (центральных) органов государ ...

Понятие электронной цифровой подписи и ее юридическая значимость
Принятый 10 января 2001 года Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи» закрепил правовую основу применения электронно-цифровой подписи, а так же ее понятие. Статья 1 ФЗ прямо свидетельствует о том, что целью принятия данного Закона «является обеспечение правовых условий использования элек ...

Понятие публично-правовых начал гражданского законодательства
Критериями деления права на частное и публичное выступают предмет, метод и защищаемые интересы субъектов регулируемых отношений. Взаимодействие публично-правовых и частноправовых начал осуществляется не только на межотраслевом, но и на отраслевом уровне нормативно-правового регулирования. Социальна ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru