Право и закон » Государственный контроль » Субъектная классификация государственного контроля

Субъектная классификация государственного контроля

Страница 2

Являясь гарантом Конституции (ст. 102 Конституции Украины), Президент Украины имеет право обращения в Конституционный Суд по вопросам конституционности нормативно-правовых актов. Таким образом, Президент инициирует конституционный контроль. Кроме того, президент назначает или вносит представления о назначении руководства ряда государственных органов, деятельность которых связана с государственным контролем в разных сферах, например: Генеральный прокурор, половина состава Совета НБУ, Главы СБУ и т.д. (статья 106 Конституции Украины).

Важным субъектом, осуществляющим надзорную деятельность в Украине, является прокуратура. Объектами прокурорского надзора согласно закону «О прокуратуре» являются: Кабинет министров, центральные органы исполнительной власти, органы государственного и хозяйственного управления и контроля, местные Советы, военные части, политические партии, гражданские организации, предприятия, учреждения, организации, граждане и др. Среди надзорных функций прокуратуры также можно выделить: а) надзор над соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность; б) надзор над соблюдением законов при исполнении судебных решений в уголовных делах; в) надзор над соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами (статья 121 Конституции Украины). Фактически, можно сказать, что прокурорский надзор за соблюдением и правильным использованием законов относится к деятельности всех юридических и физических лиц в Украине.

Согласно Конституции Украины (статья 116) Кабинет Министров Украины «направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти». Закон «О Кабинете Министров Украины» уточняет, что он также «контролирует деятельность этих органов». Таким образом, Кабинет Министров осуществляет в Украине государственный контроль в сфере исполнительной власти. В свою очередь, в системе исполнительной власти существуют органы, основной деятельностью которых является контроль, например: налоговая администрация, контрольно-ревизионное управление и т.д. Государственная налоговая администрация Украины является центральным органом исполнительной власти. Она осуществляет контроль над своевременностью, достоверностью, полнотой расчета и уплаты налогов и сборов, контроль над валютными операциями, над соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) в установленном законом порядке, а также контроль наличия свидетельств о государственной регистрации и лицензий; контроль над соблюдением исполнительными комитетами поселковых и сельских советов порядка принятия и учета налогов и т.д. В составе исполнительной власти можно привести пример еще одного органа, основной деятельностью которого является контроль – Главное контрольно-ревизионное управление (КРУ) при Министерстве финансов Украины. Главными функциями КРУ являются: ревизии финансово-хозяйственной деятельности, использования и сохранения финансовых средств; государственный финансовый аудит исполнения бюджетных программ, деятельности бюджетных заведений, субъектов хозяйствования государственного сектора экономики. Из этого можно сделать вывод, что если Счетная палата осуществляет общий контроль над поступлениями в бюджет, распределением доходов, то КРУ контролирует использование финансовых ресурсов. Государственный финансовый контроль осуществляется КРУ в формах государственного финансового аудита и инспектирования.

Важную роль для развития конкурентоспособной рыночной экономики в Украине играет Антимонопольный комитет Украины (АМК) – государствен­ный орган со специальным статусом, целью которого является государственная защита конкуренции в предпринимательской деятельности. АМК подконтролен Президенту Украины и подотчетен Верховной Раде. Основными заданиями АМК являются: государственный контроль над соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции; контроль над концентрацией, согласованными действиями субъектов хозяйствования и регулированием цен на товары, которые производятся субъектами природных монополий.

Национальный банк Украины осуществляет регулирование и банковский надзор соответственно положениям Конституции Украины, Закона Украины «О Национальном банке Украины», других законодательных актов и нормативно-правовых актов Национального банка Украины. Согласно статье 100 Конституции Украины: «Совет Национального банка Украины разрабатывает основные принципы денежно-кредитной политики и осуществляет контроль над её проведением». Согласно закону «О Национальном банке Украины» Национальный банк Украины является центральным банком Украины, особенным центральным органом государственного управления. Национальный банк Украины является экономически самостоятельным органом, который осуществляет расходы за счет собственных доходов в пределах утвержденной сметы, а в определенных законом случаях – также за счет Государственного бюджета Украины. Национальный банк является юридическим лицом, имеет отдельное имущество, которое является объектом права государственной собственности и находится в его полном хозяйственном ведении. Национальный банк не отвечает по обязательствам органов государственной власти, а органы государственной власти не отвечают по обязательствам Национального банка, кроме случаев, когда они добровольно берут на себя такие обязательства. Таким образом, Национальный банк Украины осуществляет контролирующее воздействие в сфере денежно-кредитных и финансовых отношений в государстве.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Субъективная сторона совершения административного правонарушения
Единственным основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ является совершение физическим или юридическим лицом административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическо-правовыми признаками (противоправность, виновность, наказуем ...

Понятие государственной службы и служащего
К государственным служащим относятся лица находящиеся на государственной службе, занимающие должности в центральном и местном аппарате государственного управления, в судебном аппарате или других органах власти. Государственным служащим может быть только гражданин России. Исключения из этого правила ...

Основания и пределы ответственности соучастников. Квалификация действий соучастников
Соучастие в преступлении как особая форма преступной деятельности является более общественно опасной по сравнению с преступными действиями одного лица. Тем не менее уголовный кодекс не устанавливает особых оснований уголовной ответственности для соучастия. Основанием уголовной ответственности, в то ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru