Во-первых, согласно ч. 1 ст. 15 Конституция России имеет высшую юридическую силу, и поэтому принимаемые законы и иные правовые акты не должны противоречить ее положениям. Следовательно, закон не может устанавливать иного правила, которое изменяло бы норму ч. 1 ст. 61.
Во-вторых, иное правило не может быть введено и международным договором Российской Федерации в силу того, что ч. 4 ст. 15 Конституции устанавливает преимущественную силу иных правил международного договора по отношению к нормам только законов, но не Конституции.
В связи со сказанным необходимо обратить внимание на то, что положение ч. 2 ст. 63 Конституции допускает возможность выдачи другому государству лиц, обвиняемых в совершении преступления, на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Но это нисколько не противоречит ч. 1 ст. 61, запрещающей выдачу российских граждан, поскольку ч. 2 ст. 63 говорит о выдаче не граждан, а лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации.
Если будет заключен договор, разрешающий выдачу российских граждан иностранному государству, то согласно ст. 22 Закона "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. Он может быть ратифицирован только после внесения соответствующих поправок в Конституцию или пересмотра ее положений в установленном порядке.
В этой связи следует обратить внимание, что конституционный запрет на выдачу российских граждан не противоречит обязательствам Российской Федерации по международным соглашениям, которые закрепляют норму о выдаче граждан договаривающихся сторон. Защищая права российских граждан, ч. 1 ст. 61 тем не менее не подразумевает освобождения российских граждан от наказания за правонарушения на территориях иностранных государств. Договоры о правовой помощи содержат положения, предусматривающие обязательства сторон возбуждать в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории иностранного государства.
2. Согласно ч. 2 ст. 61 Российское государство принимает на себя обязанность защищать и оказывать покровительство своим гражданам, находящимся за границей. Гарантии и покровительство распространяются на российских граждан, как постоянно проживающих на территории иностранного государства, так и выехавших временно.
Обязанности по оказанию помощи и осуществлению защиты прав и интересов российских граждан за рубежом возлагаются ч. 2 ст. 5 Закона "О гражданстве Российской Федерации" на все государственные органы. Однако основной объем работы выполняется дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации в иностранных государствах. Они и их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации.
Дипломатические и консульские учреждения обязаны защищать права и охраняемые законом интересы российских граждан, а при необходимости принимать меры для восстановления их нарушенных прав.
Конкретные формы, способы и меры защиты прав и интересов российских граждан в иностранных государствах устанавливаются консульскими конвенциями или другими соглашениями. Если усилия дипломатических представительств и консульских учреждений не достигают положительных результатов, Российская Федерация вправе прибегнуть к иным мерам защиты, допускаемым международным правом.
"Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1064, содержат развернутую программу политико-правовых, информационных, дипломатических, экономических, социальных, культурных мер и мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом. Документ уделяет первостепенное внимание созданию надлежащей правовой базы для обеспечения защиты прав российских граждан и использования действующих международных механизмов по защите прав человека и национальных меньшинств.
Формы участия прокурора в гражданском процессе
Ергашев Е.Р., рассматривает вопрос о правовых средствах, применяемых органами прокуратуры Российской Федерации при осуществлении деятельности по участию в рассмотрении судами гражданских дел. Он пишет следующее: «Средства прокурорского реагирования представляют собой предусмотренные законодательств ...
Особенности объективной стороны злоупотребления должностным полномочиями и
превышения должностных полномочий
Начнем со ст. 285 УК «Злоупотребление служебными полномочиями». Объективная сторона данного преступления заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий, причем в ущерб интересам службы, если это приводит к существенному нарушению указанных в статье личных, имущественных и ...
Правовые основы гражданской ответственности
В условиях перехода к рыночным отношениям, становления, вознаграждения и охраны многообразных форм собственности немаловажное значение приобретает гражданско-правовая (имущественная) ответственность (она наступает не в связи с гражданством и используется не только по отношению к гражданам, но и к ю ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).