В отличие от таких субъектов гражданских правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает общей (или универсальной – предполагающей возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности) и специальной правоспособностью, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.
Поскольку юридическое лицо является участником имущественных и личных неимущественных правоотношений, оно наделено гражданской правоспособностью. В большинстве случаев учредителями юридических лиц выступают физические лица. Однако правоспособность юридических лиц значительно отличается от правоспособности лиц физических. Если правоспособность физического лица возникает с момента его рождения, а дееспособность в полном объеме наступает по достижении совершеннолетия, то у юридического лица правоспособность и дееспособность наступают одновременно - с момента его государственной регистрации и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Например, некоторые виды деятельности осуществляются свободно, а другие требуют получения от государства специальных разрешений (лицензий). Право на занятие такой деятельностью возникает только у лица, получившего лицензию в установленном порядке. Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц. Основаниями ограничения правоспособности являются:
Ограничения по закону;
Наличие специальной лицензии для некоторых видов деятельности;
Само юридическое лицо ограничивает себя (цели деятельности установлены в уставе).
Правоспособность юридических лиц предполагается ограниченной (целевой), ибо юридическое лицо по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом и (или) учредительными документами целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности.
Такие ограничения вызваны тем, что сами юридические лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать свою самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями. Например, государственные учреждения или общественные организации не должны иметь широких возможностей для занятия коммерческой деятельностью, поскольку они создавались для достижения совсем других целей. Кроме того, некоторые гражданские права и обязанности по самой своей сути могут принадлежать лишь физическим, но не юридическим лицам. Вместе с тем в условиях рыночной организации хозяйства целевые ограничения правоспособности юридических лиц отрицательно сказываются на деятельности коммерческих организаций, заставляя их учредителей (участников) изменять и перерегистрировать учредительные документы при каждом, иногда даже не очень существенном, изменении характера деятельности созданной ими организации (например, при вступлении ее во внешнеэкономический оборот или при развитии в ее рамках дополнительных, "непрофильных" видов деятельности).
Новый ГК, следуя общим современным тенденциям развития гражданского законодательства, закрепил почти за всеми коммерческими организациями способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых, не запрещенных законом, видов деятельности, т.е. общую правоспособность. Исключение в этом отношении составляют унитарные предприятия – не собственники (поскольку они создаются собственниками для строго определенных целей), а также некоторые другие организации, для которых специальная правоспособность определена законом с целью их сосредоточения лишь на одном, специальном виде коммерческой деятельности, к тому же лицензированном, т.е. допускаемом по особому разрешению публичной власти (например, банки и страховые компании).
Необходимо отметить, что осуществление тех видов предпринимательства, для которых требуется специальное разрешение государства (лицензия), возможно лишь с момента его получения и до истечения срока его действия и в этом смысле не зависит от наличия или отсутствия соответствующей записи в учредительных документах юридического лица. Поэтому коммерческой организации не может быть отказано в выдаче соответствующей лицензии только на том основании, что данный вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами. Перечень лицензируемых видов деятельности должен определяться федеральным законом. Вместе с тем государственное лицензирование отдельных видов деятельности означает, что коммерческие организации, не имеющие соответствующей лицензии, не вправе заниматься такой деятельностью, и потому также можно говорить об известном ограничении содержания их общей правоспособности. Разумеется, учредители коммерческой организации вправе установить перечень видов деятельности, которыми только и может заниматься создаваемое ими юридическое лицо, или прямо исключить для него возможность осуществления отдельных видов деятельности. Такое "самоограничение" правоспособности будет иметь силу и для третьих лиц – других участников оборота, но лишь в том случае, когда они знали или должны были знать о нем. Иначе говоря, такая коммерческая организация сама должна оповещать своих контрагентов об имеющихся у нее ограничениях правоспособности.
Функция обороны страны
Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Фед ...
Структура гражданских процессуальных правоотношений
Рассмотрение такого сложного и неоднозначного вопроса, как правоотношения, предполагает изложение структуры правоотношений. Структурными элементами правоотношения являются его: - субъекты, - объект - и содержание. Субъектов гражданских процессуальных правоотношений можно кратко определить как суд и ...
Проблемы предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим
работу с обучением
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируется установленные ФЗ продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. В наше время эта статья Конституции имеет определенные нарушения, вытекающие непосредственно из отношений рабо ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).