В отличие от таких субъектов гражданских правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает общей (или универсальной – предполагающей возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности) и специальной правоспособностью, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.
Поскольку юридическое лицо является участником имущественных и личных неимущественных правоотношений, оно наделено гражданской правоспособностью. В большинстве случаев учредителями юридических лиц выступают физические лица. Однако правоспособность юридических лиц значительно отличается от правоспособности лиц физических. Если правоспособность физического лица возникает с момента его рождения, а дееспособность в полном объеме наступает по достижении совершеннолетия, то у юридического лица правоспособность и дееспособность наступают одновременно - с момента его государственной регистрации и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Например, некоторые виды деятельности осуществляются свободно, а другие требуют получения от государства специальных разрешений (лицензий). Право на занятие такой деятельностью возникает только у лица, получившего лицензию в установленном порядке. Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц. Основаниями ограничения правоспособности являются:
Ограничения по закону;
Наличие специальной лицензии для некоторых видов деятельности;
Само юридическое лицо ограничивает себя (цели деятельности установлены в уставе).
Правоспособность юридических лиц предполагается ограниченной (целевой), ибо юридическое лицо по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом и (или) учредительными документами целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности.
Такие ограничения вызваны тем, что сами юридические лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать свою самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями. Например, государственные учреждения или общественные организации не должны иметь широких возможностей для занятия коммерческой деятельностью, поскольку они создавались для достижения совсем других целей. Кроме того, некоторые гражданские права и обязанности по самой своей сути могут принадлежать лишь физическим, но не юридическим лицам. Вместе с тем в условиях рыночной организации хозяйства целевые ограничения правоспособности юридических лиц отрицательно сказываются на деятельности коммерческих организаций, заставляя их учредителей (участников) изменять и перерегистрировать учредительные документы при каждом, иногда даже не очень существенном, изменении характера деятельности созданной ими организации (например, при вступлении ее во внешнеэкономический оборот или при развитии в ее рамках дополнительных, "непрофильных" видов деятельности).
Новый ГК, следуя общим современным тенденциям развития гражданского законодательства, закрепил почти за всеми коммерческими организациями способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых, не запрещенных законом, видов деятельности, т.е. общую правоспособность. Исключение в этом отношении составляют унитарные предприятия – не собственники (поскольку они создаются собственниками для строго определенных целей), а также некоторые другие организации, для которых специальная правоспособность определена законом с целью их сосредоточения лишь на одном, специальном виде коммерческой деятельности, к тому же лицензированном, т.е. допускаемом по особому разрешению публичной власти (например, банки и страховые компании).
Необходимо отметить, что осуществление тех видов предпринимательства, для которых требуется специальное разрешение государства (лицензия), возможно лишь с момента его получения и до истечения срока его действия и в этом смысле не зависит от наличия или отсутствия соответствующей записи в учредительных документах юридического лица. Поэтому коммерческой организации не может быть отказано в выдаче соответствующей лицензии только на том основании, что данный вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами. Перечень лицензируемых видов деятельности должен определяться федеральным законом. Вместе с тем государственное лицензирование отдельных видов деятельности означает, что коммерческие организации, не имеющие соответствующей лицензии, не вправе заниматься такой деятельностью, и потому также можно говорить об известном ограничении содержания их общей правоспособности. Разумеется, учредители коммерческой организации вправе установить перечень видов деятельности, которыми только и может заниматься создаваемое ими юридическое лицо, или прямо исключить для него возможность осуществления отдельных видов деятельности. Такое "самоограничение" правоспособности будет иметь силу и для третьих лиц – других участников оборота, но лишь в том случае, когда они знали или должны были знать о нем. Иначе говоря, такая коммерческая организация сама должна оповещать своих контрагентов об имеющихся у нее ограничениях правоспособности.
Методика расследования убийств
Планирование расследования. На начальном этапе план зачастую состоит лишь из перечня следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Из числа типичных выбираются и конструируются наиболее вероятные общие версии. Развернутый план расследования составляется на базе уже полученных доказатель ...
Государственный аппарат. Бюрократия и функции государства.
Функции государства, государственной власти, органа государства
Но проблеме децентрализации функций в Российской Федерации свойствен еще один аспект. Выше уже отмечалось, что становление многоукладной рыночной экономики влечет изменение ролей государства и человека в обществе. Формирование саморазвивающегося гражданского общества, состоящего из экономически, ...
Соотношение земельного и гражданского законодательства
Одной из важнейших проблем для понимания природы права собственности и других вещных прав граждан на земельный участок является их определение прежде всего как гражданских, цивильных. Остро дискуссионным в связи с этим является вопрос о размежевании и взаимодействии гражданского законодательства с ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).