Господствующим является взгляд, согласно которому обвинение дает первоначальный импульс для возникновения и развития всех других уголовно-процессуальных функций, что именно обвинение служит пусковым механизмом уголовно-процессуальной деятельности. Обвинение, например, называли "движущей силой советского уголовного процесса", "пружиной, действие которой обусловливает развитие процесса, движение уголовного дела по ступеням", "двигателем уголовного процесса".
Таким образом, большинство авторов функцию обвинения понимают как категорию, предопределяющую весь ход уголовного процесса. Функция обвинения расценивается первостепенной, и только осуществление функции обвинения предопределяет возникновение функции защиты и функции разрешения дела. "Обвинение - обязательный момент правосудия по уголовным делам. Без него не возникают не только функции защиты, но и правосудия".
Такой подход порождает целый ряд вопросов, а именно: чем движется процесс до появления в нем функции обвинения и что остается в ходе рассмотрения дела на долю суда - «хозяина» процесса; может ли суд нести ответственность за установление истины, если движение дела осуществляется одной из сторон в процессе – обвинением.
Движение уголовного дела означает его переход из одного состояния в другое. Если суд лишен возможности осуществлять такой переход, он тем самым не может и выполнить задачи уголовного судопроизводства. Обвинение — обязательный элемент правосудия по уголовным делам. Судебное разбирательство осуществляется не иначе как в отношении обвиняемых в совершении преступления. Но отсюда вовсе не следует, что закон придает обвинению характер движущей силы уголовного процесса. Даже такой поворот в обвинительной деятельности прокурора, как его отказ от обвинения, не освобождает суд от обязанности продолжить разбирательство дела и разрешить на общих основаниях вопрос о виновности или невиновности подсудимого.
Функция обвинения (уголовного преследования) представляет собой деятельность, направленную на изобличение лица, совершившего преступление (либо общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости). Именно от воли обвинителя зависит само начало процесса и ею во многом определяется его исход.
Функцию обвинения выполняют такие участники процесса, как прокурор, следователь, дознаватель, начальник следственного отдела, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель (п. 47 ст. 5 УПК РФ). Отнесение указанных участников к стороне обвинения предполагает наделение их полномочиями в рамках, определенных функцией обвинения. Иначе говоря, любой из этих участников согласно закону вправе осуществлять деятельность, тем или иным образом направленную на обвинение.
Прежде чем в законе нашло свое закрепление это положение, между теоретиками долгое время шли дискуссии о роли каждого из перечисленных участников и выполняемых ими функциях. Причем этих участников чаще всего делили на три группы:
1) органы государственной власти и их должностные лица (прокурор, следователь, начальник следственного отдела, дознаватель, орган дознания);
2) потерпевший и частный обвинитель;
3) гражданский истец.
Теперь законодатель объединил указанных участников в одну группу и наделил их полномочиями, однородными по своей сути. Деятельность государственных органов, осуществляющих производство по делу в досудебных стадиях, своей целью должна иметь нечто большее, чем простое изобличение и обвинение лица, совершившего преступление. Деятельность указанных органов должна быть направлена на восстановление социальной справедливости .
Для обвинения важна индивидуализация лица, которая в уголовном процессе "…осуществляется в форме задержания, избрания меры пресечения, привлечения в качестве обвиняемого .". Как отмечал Ф.Н. Фаткуллин, "…обвинять - значит предпринимать какие-то действия в отношении другого лица, доказывать его вину в нарушении существующих в том или ином обществе норм поведения, уличать его в осуждаемом поступке".
Общие положения по гражданству
В Конституции Российской Федерации кроме заключенных в ней институтов - Конституционного строя, федеративного устройства государства, системы государственной власти и системы местного самоуправления, не маловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. ...
Прекращение полномочий Президента
В 91 статье Конституции РФ говорится: «О неприкосновенности Президента». Это означает, что никто не может применить в отношении Президента физического или психического насилия, его нельзя привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности Президента. Наконец, Президента не ...
Значение мотива и цели при квалификации некоторых
преступлений
«Мотив» заменяется в ряде случаев на «побуждения», «заинтересованность» и т.д. Например, в п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ предусмотрена ответственность за убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга, в п. " ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).