Право и закон » Подготовка и принятие Конституции 1993 года. Альтернативные проекты » Конфликт законодательной и исполнительной ветвей власти и доработка проекта Конституции Российской Федерации

Конфликт законодательной и исполнительной ветвей власти и доработка проекта Конституции Российской Федерации

Страница 1

Для характеристики последующего развития событий, которое привело к вооруженному противостоянию политических сил, требуется уточнить, что параллельно с работой Совещания шла работа Конституционной комиссии над своим проектом, учитывавшим дополнения как "президентского" проекта, так и предложения субъектов Российской Федерации. Комиссия действовала в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 года "О проекте закона Российской Федерации "О порядке принятия Конституции Российской Федерации", однако Совещание следовало иному порядку, что означало продолжение конфронтации. Проекты Комиссии и Совещания были направлены представительным органам субъектов РФ, которые в свою очередь не дали им определенной оценки, так как требовали согласованности и наличия единого проекта Конституции. Также власти субъектов не считали приемлемой выбранную Президентом линию игнорирования законного порядка принятия Конституции, который продолжали поддерживать Конституционная комиссия и Верховный Совет.

Последовавшие далее события печально известны и трагичны для России. Президент, продолжая придерживаться избранного курса, издает Указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" и "Обращение к гражданам России", в которых выражает резкое недовольство позицией Верховного Совета и народных депутатов. Президент, критикуя их деятельность, ссылается на то, что они препятствуют реформированию и прогрессу, узурпируют все ветви власти и дискредитируют фундаментальные положения парламентаризма. Б.Н. Ельцин требует переизбрания Верховного Совета и Съезда народных депутатов, а также временного лишения их полномочий, объясняя это тем, что новому государству нужны новые органы власти. До начала работы нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания РФ - и принятия им на себя соответствующих полномочий надлежало руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства РФ. Все законодательство действовало только в части, не противоречащей данному Указу. До принятия Конституции вводились в действие новые органы власти, определенные проектом Конституции Совещания. Помимо данных мероприятий Президент также посчитал нужным провести выборы в Государственную Думу, одну из палат нового парламента, которые были назначены на 11-12 декабря 1993 года.

Исходя из вышеизложенного, легко можно сделать вывод о противоконституционности президентского Указа от 21 сентября 1993 года: Президент согласно Конституции не имел права на роспуск Верховного Совета и Съезда народных депутатов и ограничение их полномочий; также Президент отказался от усиленно обсуждавшейся в то время идеи одновременного избрания нового парламента и нового Президента, оставив за собой свой пост; помимо этого Президент был не вправе самостоятельно учреждать какие-либо конституционные органы; также явное противоречие Конституции данного Указа наблюдается в уже упомянутом выше положении о том, что все законодательство и Основной Закон страны в том числе действуют только в той части, в которой они не противоречат Указу. Таким образом, налицо попытка узурпации власти Президентом и установления им собственного безапелляционного полновластного политического режима. Сложившуюся ситуацию не оставил без внимания Конституционный Суд, проигнорировав предложение Президента не созывать заседания до начала работы нового парламента. Суд во главе с В.Д. Зорькиным принял решение о признании Указа и "Обращения" Президента недействительными по причине их несоответствия и противоречия Конституции, а также посчитал их принятие поводом к отрешению Президента от должности или же применения к нему каких-либо иных механизмов привлечения к ответственности.

Дальнейшее развитие событий можно предугадать: народные депутаты отказались подчиняться Указу, а Верховный Совет постановил считать прекращенными полномочия Б.Н. Ельцина на посту Президента с момента подписания им указа №1400, а также расценивать его действия как государственный переворот. Уже вечером 21 сентября в должность исполняющего обязанности Президента вступил вице-президент А.В. Руцкой. X Съезд народных депутатов подтвердил и одобрил действия Верховного Совета. Однако реальная вооруженная сила находилась на стороне Б.Н. Ельцина, что дало ему возможность проигнорировать решения Совета и Съезда, а нахождение у должности А.В. Руцкого воспринять как нелегальное присвоение полномочий. Народные депутаты отказались покинуть Дом Советов, что привело к окружению его вооруженными силами и фактической блокаде. Переговоры сторону не привели к нахождению компромисса. В результате толпы недовольных отсутствием правдивой информации демонстрантов смогли прорвать ряды военных и милиции и ворваться в здание Дома Советов. Также они взяли штурмом здание мэрии города Москвы и направились штурмовать Останкинскую телебашню с целью рассказать всей стране суть происходящих событий, правду о которых от них скрывали. Вечером 3 октября против них спецподразделениями была применена сила, что привело к жертвам среди демонстрантов. Уже 4 октября по решению Б.Н. Ельцина Дом Советов был обстрелян танками и захвачено силовиками.Р. Хасбулатов и А. Руцкой вместе с некоторыми другими лицами готовились к заключению в Лефортовскую тюрьму. В Москве объявляется о введении чрезвычайного положения.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Южно-Курильская территориальная проблема в 1994-1997 годы
Сильное землетрясение, которое произошло в октябре 1994 года в открытом море у острова Шикотан, и цунами до основания разрушили жизнь островного населения. В результате многие заводы по переработке морепродуктов, школы, детские сады были либо полностью уничтожены, либо полуразрушены. Денежных средс ...

Нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственных предприятий
Нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственных предприятий исчисляется по формуле 3. Дифференциальный рентный доход на пахотных землях, землях под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами в сельскохозяйственных предприятиях исчисляется по формуле: Рдн(р) х Рд ...

Объект преступления
Объект преступления - это общественные отношения или интересы, которым причиняется существенный вред или создается угроза его причинения в результате преступления. Квалификация любого преступного деяния требует определения, какому объекту уголовно-правовой охраны причинен или мог быть причинен вред ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru