Субъекты административного права - это физические и юридические лица (организации и индивиды), которые могут быть носителями административных прав и обязанностей и участниками административно-правовых отношений по закону. Юридическая возможность осуществлять административно – правовые отношения, быть носителями конкретных юридических обязанностей и прав связана с наличием у последних такого правового качества, кaк административная правосубъектность.
Административная правосубъектность делится на две составляющие:
1) административную правоспособность - это способность приобретать характерные обязанности административного права, а также субъективные юридические права, следовательно, способность быть непосредственным участником административно-правовых отношений. Она также является частью общей правоспособности;
2) административная дееспособность - это практическая способность своими действиями получать субъективные юридические права и обязанности, использовать, и прекращать их, т.е. использовать в рамках административных отношений свою административную правоспособность.
Субъекты административной ответственности можно представить в виде схемы-таблицы (таблицу 1.1)
Таблица 1.1 – Деление субъектов административной ответственности
|
Субъекты административной ответственности | |||
|
Физические лица |
Юридические лица | ||
|
Граждане РФ |
Лица без гражданства |
Иностранные граждане |
Общий субъект |
|
Общий субъект | |||
|
Специальный субъект |
Специальный субъект | ||
|
Особый субъект | |||
Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. К физическим лицам относятся граждане, апатриды (лица без гражданства), бипатриды (лица с двойным гражданством), иностранные граждане, а также специальные субъекты административной ответственности. Административная ответственность физических лиц наступает по достижению ими совершеннолетия (с шестнадцатилетнего возраста). В целях соблюдения прав несовершеннолетних граждан установлено общее правило: к лицам oт 16 дo 18 лет зa административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные положением o комиссиях пo делам несовершеннолетних (обязанность принести публичные извинения, предупреждение, штраф, если подросток имеет самостоятельный заработок и др.). Иностранные граждане также как и лица без гражданства подлежат административной – правовой ответственности на общих основаниях. Вопрос об административно - правовой ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права дипломатическим путем. К юридическим лицам относятся – предприятия, учреждения, организации.
Общий субъект административной ответственности – физическое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста (или юридическое лицо), совершившее административно - правовое правонарушение, и за которое оно несет административную ответственность.
Специальный субъект административной ответственности – физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, в состав которого входят какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (при условии, если лицо несет за совершение данного правонарушения административную ответственность). Также это может быть и юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, у которого в состав включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (например, по организационно-правовой форме юридического лица как в ст. 6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения не где угодно, а только в специально оборудованных местах – столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).
Особый субъект административной ответственности – только физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, но в силу особенностей своего специального административно-правового статуса подпадающее под действие исключений из общих положений производства по делам об административных правонарушениях.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица.
Статья 2.7 Кодекса определяет общее правило, согласно которому апатриды (лица без гражданства), иностранные граждане, и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Основные нарушения права на благоприятную окружающую среду. Правовое регулирование ведения охотничьего хозяйства
Квартира З. находится на первом этаже многоэтажки, окна выходят во двор. Зимой автомобилисты долго прогревают двигатель машины перед тем, как ехать, и все выхлопные газы идут ко мне в квартиру. З. неоднократно делала замечания, но это ни к чему не приводит. В ответ каждый раз З слышу, что в холодно ...
Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства
Рыночная экономика – это экономика свободного предпринимательства, то есть экономика, в которой хозяйствующим субъектам законодательно предоставлено право выбора действий, в результате которых складывается необходимая рынку конкурентная среда. В Гражданском кодексе РФ предпринимательской признается ...
Правительственный PR в РФ на
региональном и муниципальном уровне
Правительственный PR в областях и республиках РФ Полноценная отдача от возможна лишь при четко налаженной системе отношений между федеральным центром и субъектами федерации. Эти взаимоотношения можно характеризовать следующим образом. 1. Федеративная реформа должна содействовать развитию "рабо ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).