Субъекты административного права - это физические и юридические лица (организации и индивиды), которые могут быть носителями административных прав и обязанностей и участниками административно-правовых отношений по закону. Юридическая возможность осуществлять административно – правовые отношения, быть носителями конкретных юридических обязанностей и прав связана с наличием у последних такого правового качества, кaк административная правосубъектность.
Административная правосубъектность делится на две составляющие:
1) административную правоспособность - это способность приобретать характерные обязанности административного права, а также субъективные юридические права, следовательно, способность быть непосредственным участником административно-правовых отношений. Она также является частью общей правоспособности;
2) административная дееспособность - это практическая способность своими действиями получать субъективные юридические права и обязанности, использовать, и прекращать их, т.е. использовать в рамках административных отношений свою административную правоспособность.
Субъекты административной ответственности можно представить в виде схемы-таблицы (таблицу 1.1)
Таблица 1.1 – Деление субъектов административной ответственности
Субъекты административной ответственности | |||
Физические лица |
Юридические лица | ||
Граждане РФ |
Лица без гражданства |
Иностранные граждане |
Общий субъект |
Общий субъект | |||
Специальный субъект |
Специальный субъект | ||
Особый субъект | |||
Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. К физическим лицам относятся граждане, апатриды (лица без гражданства), бипатриды (лица с двойным гражданством), иностранные граждане, а также специальные субъекты административной ответственности. Административная ответственность физических лиц наступает по достижению ими совершеннолетия (с шестнадцатилетнего возраста). В целях соблюдения прав несовершеннолетних граждан установлено общее правило: к лицам oт 16 дo 18 лет зa административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные положением o комиссиях пo делам несовершеннолетних (обязанность принести публичные извинения, предупреждение, штраф, если подросток имеет самостоятельный заработок и др.). Иностранные граждане также как и лица без гражданства подлежат административной – правовой ответственности на общих основаниях. Вопрос об административно - правовой ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права дипломатическим путем. К юридическим лицам относятся – предприятия, учреждения, организации.
Общий субъект административной ответственности – физическое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста (или юридическое лицо), совершившее административно - правовое правонарушение, и за которое оно несет административную ответственность.
Специальный субъект административной ответственности – физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, в состав которого входят какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (при условии, если лицо несет за совершение данного правонарушения административную ответственность). Также это может быть и юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, у которого в состав включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (например, по организационно-правовой форме юридического лица как в ст. 6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения не где угодно, а только в специально оборудованных местах – столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).
Особый субъект административной ответственности – только физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, но в силу особенностей своего специального административно-правового статуса подпадающее под действие исключений из общих положений производства по делам об административных правонарушениях.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица.
Статья 2.7 Кодекса определяет общее правило, согласно которому апатриды (лица без гражданства), иностранные граждане, и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Понятие судебных доказательств и их классификация
Для уяснения категории "судебное доказательство" обычно используется философско-правовой подход. Используя теорию отражения и сопоставляя друг с другом доказательство (логическое и судебное), ученые выводят данное понятие. Под доказыванием (доказательством) в логике понимают установление ...
Способ совершения разбойных нападений и механизм следообразования
Способ совершения преступлений как основной элемент криминалистической характеристики разбойных нападений заключается в последовательном осуществлении ряда психофизических действий, направленных на достижение желаемого результата, связанных с подготовкой, нападением, похищением имущества и сокрытие ...
Анализ оснований и условий назначения пенсии по инвалидности
Инвалиды, как известно, представляют собой категорию лиц, наиболее нуждающихся в социальном обеспечении. Одним из наиболее распространенных и важных видов социального обеспечения инвалидов является пенсионное обеспечение. Право граждан на получение пенсии по инвалидности, так же как и право на полу ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).