Административные правонарушения можно классифицировать по различным основаниям.
Так, в основу классификации административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, положен объект административного правонарушения. В связи с чем, КоАП РФ предусматривает следующие виды административных правонарушений:
административные правонарушения, посягающие на права граждан;
административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
административные правонарушения в области охраны собственности;
административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования;
административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике;
административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
административные правонарушения на транспорте;
административные правонарушения в области дорожного движения;
административные правонарушения в области связи и информации;
административные правонарушения в области предпринимательской деятельности;
административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;
административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);
административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти;
административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ;
административные правонарушения против порядка управления;
административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
административные правонарушения в области воинского учета.
В зависимости от содержания объективной стороны административные правонарушения делятся следующим образом:
длящиеся – действие или бездействие, сопряженное с длительным невыполнением обязанностей, возложенных законом на физическое или юридическое лицо под угрозой административной ответственности (например, отсутствие у юридического лица лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1 – 4 класса опасности);
продолжаемые правонарушения представляют собой совокупность нескольких тождественных деяний, за каждое из которых лицо подлежит административной ответственности (например, несанкционированное размещение отходов производства и потребления на территории предприятия в течение длительного периода времени);
повторное правонарушение – это деяние, совершенное одним и тем же лицом в течение срока погашения административной ответственности, за которое данное лицо уже подвергалось административному наказанию;
неоднократное правонарушение – это совершенная одним и тем же лицом совокупность однородных административных правонарушений, предусмотренных одной статьей или частью статьи КоАП РФ.
А.И. Стахов приводит классификацию административных правонарушениях по разным основаниям:
I. В зависимости от источника установления административного правонарушения:
- административные правонарушения, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- административные правонарушения, установленные законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Согласно Конституции РФ в сфере определения прав и свобод человека и гражданина действуют следующие принципы: 1. Приоритет норм международного права в области прав и свобо ...
Понятие, признаки и структура налоговых правоотношений
Для уяснения понятия и сущности налоговых правоотношений в Российской Федерации в первую очередь необходимо рассмотреть основные признаки налоговых правоотношений, дать их определение, что поможет глубже изучить данную правовую категорию, затем классифицировать эти отношения по различным основаниям ...
Законодательная инициатива Конституционного,
Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации
Судебная ветвь власти также вовлечена в законодательный процесс и вступает в него уже на первой стадии - стадии законодательной инициативы. Так, согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).