6) группа депутатов законодательного собрания субъекта Федерации. Конституционная (уставная) законодательная инициатива принадлежит также депутатским объединениям представительного органа субъекта Федерации.
7) правительство (администрация) субъекта Федерации (в Тыве предложение Правительства о разработке проекта новой Конституции должно быть согласовано с Великим Хуралом республики; в Хакасии с конституционной законодательной инициативой от Правительства республики выступает его Председатель);
8) народная конституционная (уставная) законодательная инициатива. Так, в Ингушетии с предложением об изменении Конституции может выступить группа избирателей численностью не менее 10 тыс., постоянно или преимущественно проживающих на территории республики и обладающих избирательным правом.
В ряде краев, областей, городах федерального значения, автономных образованиях также предусмотрена народная законодательная инициатива.
В Вологодской области уставная законодательная инициатива населения реализуется посредством референдума.
Гражданская инициатива населения как основание пересмотра Устава предусмотрена в Московской области.
В Санкт-Петербурге инициировать поправки в Устав могут почетные граждане города, являющиеся гражданами России и проживающие на территории Санкт-Петербурга.
Частичные изменения в отдельные статьи основных законов могут предлагать в пределах своей компетенции:
9) высшие судебные органы субъектов Федерации:
а) органы конституционной юстиции;
б) высшие судебные органы общей юрисдикции субъекта Федерации (Верховный суд Ингушетии, Коми, Саха (Якутии), Татарстана; Председатель Липецкого областного суда);
в) высшие арбитражные суды субъекта Федерации (Высший арбитражный суд Коми, Татарстана; в Калмыкии и Тыве - Председатель Высшего арбитражного суда; председатель Арбитражного суда Липецкой и Ростовской областей);
10) прокурор субъекта Федерации (Северной Осетии - Алании, Татарстана, Тывы, Липецкой области);
11) избирательная комиссия субъекта Федерации (в Ростовской и Смоленской областях);
12) представительные органы местного самоуправления;
13) республиканские общественные объединения.
Процедура рассмотрения и принятия конституций (уставов), конституционных изменений региональными парламентами всегда усложнена по сравнению с рассмотрением и принятием ординарных законов.
Практически во всех субъектах Федерации предусмотрено квалифицированное большинство голосов членов законодательного (представительного) органа для положительного решения вопроса о принятии конституции (устава) или конституционных (уставных) поправок - 2/3 от общего числа членов регионального парламента. При этом общее число членов парламента высчитывается не от числа присутствующих депутатов, а от конституционной (уставной) нормы. Если региональный парламент двухпалатный, то требование квалифицированного большинства голосов распространяется на обе палаты.
Законы о принятии и изменении региональных основных законов подписываются высшим должностным лицом.
Процедура конституционных изменений предусматривает ряд ограничений содержательного плана. В ряде субъектов Федерации непосредственно в основном законе оговорено, что пересмотр и поправки конституционных (уставных) положений, противоречащие основам конституционного строя Российской Федерации, нормам о пребывании субъекта в составе Федерации, посягающие на республиканскую форму правления, нарушающие права и свободы граждан, неприкосновенность территории, административно-территориального устройства, не могут быть приняты.
Особыми процедурами сопровождается изменение базовых разделов, закрепляющих основы конституционного строя, правовой статус личности, процедуру принятия и изменения конституции (устава).
Другим способом принятия или изменения конституции (устава) субъекта Федерации является всенародное голосование. Референдум как единственный легитимный способ принятия и изменения конституции (устава) предусмотрен очень редко (ст. 112 Конституции Ингушетии, ч. 1 ст. 143 Конституции Тывы). До принятия новой Конституции Чеченской Республики (в редакции 2007 г.) ее Основной закон принимался референдумом, а изменялся специально созданным Конституционным Собранием.
Основные страховые понятия
1. Страхователь - субъект страхового правоотношения, заключивший страховой договор и обязанный платить страховые взносы. 2. Страховщик - лицо, принявшее на себя обязанность уплатить при наступлении страхового случая страховое возмещение по имущественному страхованию или страховую сумму - по личному ...
Сроки испытания
По общему правилу срок испытания не может превышать трех месяцев. Отдельным категориям работников срок испытания может быть установлен не свыше шести месяцев. К ним относятся руководители организации, их заместители, главные бухгалтера организации и их заместители, а также руководители филиалов, пр ...
Историко-правовая эволюция института ренты
Договор ренты известен со средних веков. Одной из причин возникновения договора ренты в европейском законодательстве являлся недостаток наличных денег – обстоятельство, приведшее к появлению ренты недвижимости (рентной аренды). Другая причина появления ренты состояла в том, что церковь, так же как ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).