Право и закон » Конституция Российской Федерации » Юридические свойства конституций и уставов субъектов Российской Федерации как системная целостность

Юридические свойства конституций и уставов субъектов Российской Федерации как системная целостность

Страница 1

Основные черты и юридические свойства конституций и уставов субъектов Федерации - это такие качественные характеристики, которые отличают данные нормативно-правовые акты от других актов правовой системы России.

Всем региональным основным законам, как и федеральной Конституции, присущи однотипные черты и юридические свойства. Это:

1) учредительный характер;

2) нормативность;

3) легитимность;

4) реальность;

5) прямое действие;

6) встроенность в единую правовую систему России;

7) программность;

8) преемственность;

9) стабильность;

10) юридическая база текущего регионального законодательства;

11) наивысшая степень правовой защиты.

1 Любая конституция (устав) является учредительным юридическим документом. Учредительный характер региональных основных законов проявляется в том, что они закрепляют:

- наименование и конституционно-правовой статус субъекта Федерации как форму политического самоопределения жителей региона;

- членство субъекта в составе Российской Федерации в качестве несуверенного государства (республики) или государственного образования (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа);

- право субъекта Федерации изменить свой юридический статус по согласованию с федеральным центром;

- незыблемость принципов российского федерализма (в частности, государственный суверенитет и территориальная целостность России);

- универсальные принципы конституционного строя, закрепленные федеральной Конституцией (приоритет, незыблемость и гарантированность прав и свобод личности; многообразие форм собственности; взаимная ответственность государства и личности за реализацию законов и др.);

- единые принципы формирования и деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, разграничение между ними полномочий.

Учредительный характер региональных основных законов предопределен особым субъектом правотворчества, от имени которого принимается конституция или устав. Это граждане России, составляющие население республики, края, области, города федерального значения, автономного образования.

Учредительный характер основного закона проявляется по-разному в актах федерального и регионального уровней. Если нормы федеральной Конституции первичны и устанавливают основы государственного и общественного устройства России, принципы взаимоотношений личности, общества и государства, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами, то нормы региональных основных законов вторичны.

Учредительный характер регионального основного закона предопределен статусом самого субъекта как полноправного члена Российской Федерации, установленным федеральной Конституцией.

2 Нормативность конституций и уставов субъектов Федерации проявляется в том, что это формализованные, т.е. писаные, целостные нормативные правовые акты регионального уровня.

3 Легитимность региональных основных законов проявляется в том, что они принимаются либо: а) законно избранным парламентом; б) путем референдума населения региона; в) специально создаваемым органом публичной власти (конституционным собранием)[10].

Референдум как единственный легитимный способ принятия и изменения конституции (устава) предусмотрен редко (Ингушетия, Тыва). Чаще он используется для принятия нового основного закона.

Третья нетрадиционная процедура принятия и пересмотра регионального основного закона связана с созданием для этих целей особого учредительного органа.

Конституционные изменения, как правило, проходят общественную апробацию и научную экспертизу. Усложненная процедура принятия, изменения и дополнения региональных основных законов служит гарантией их стабильности.

Легитимность конституции (устава) связана с учредительным характером государственной власти субъектов Федерации. В основном законе получает выражение государственная воля народа России, органической частью которого является население региона, провозглашаются конституционные основы государственной и общественной жизни.

4 Важной чертой региональных конституций и уставов является их реальность. Главным критерием оценки реальности конституции (устава) субъекта Федерации служит соответствие этих актов действительности. Если региональный основной закон адекватно отражает политико-правовую и социально-экономическую действительность, сложившиеся общественные отношения (т.е. фактическую конституцию), можно говорить о его реальности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Юридическая природа конфиденциальной информации
В статье 505 Гражданского кодекса (ГК) Украины установлено, что коммерческой тайной является информация, являющаяся секретной в том понимании, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих является неизвестной и не является легкодоступной для лиц, обычно имеющих дело с вид ...

Конфликт законодательной и исполнительной ветвей власти и доработка проекта Конституции Российской Федерации
Для характеристики последующего развития событий, которое привело к вооруженному противостоянию политических сил, требуется уточнить, что параллельно с работой Совещания шла работа Конституционной комиссии над своим проектом, учитывавшим дополнения как "президентского" проекта, так и пред ...

Верховный суд российской федерации как высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства
В настоящий момент судебная система Российской Федерации включает три самостоятельные подсистемы: судов общей юрисдикции, судов арбитражной юрисдикции и конституционной юрисдикции. Подсистема судов общей юрисдикции включает в себя суды двух видов - федеральные и субъектные или суды субъектов Федера ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru