Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д. В учебной литературе их принято классифицировать:
по основаниям образования:
образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов федерации (президентуры - президенты и их администрация, правительства и т.д.);
создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);
по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабам деятельности:
федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства);
региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.);
органы исполнительной власти субъектов федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);
по порядку образования:
избираемые (президенты, главы администраций субъектов федерации);
образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);
по объему и характеру компетенции:
органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, Правительства субъектов федерации и т.д.);
органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);
органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);
специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);
органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферы деятельности в рамках отрасли;
по организационно-правовой форме:
правительства; советы министерств, имеющий статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;
по порядку принятия решений:
единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);
коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительства РФ, правительства субъектов федерации, государственные комитеты и т.д.);
по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:
основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают его от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.) ;
вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).
Они действуют при основных органах внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные и координационные.
Консультативные занимаются предварительным рассмотрением вопросов, готовит по ним предложения юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться на постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и экспертов, представителей общественности.
Координационные органы образуются в виде правительственных или межведомственных комиссий для подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или требующим межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны для всех представленных в них органов.
Понятие и источники консульского право
Консульское право – совокупность международно-правовых норм, регулирующих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов. Консул – должностное лицо одного государства, находящееся в другом государстве для защиты прав и интересов своих граждан и своего государства. Исто ...
Действие норм права во времени и пространстве
Действие нормативно-правового акта – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие, т.е. «жизнь» нормативного правового акта, определяется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц. Действие нормативного правового акта во времени. Оно продолжается с мом ...
Причины
закрепления принципа добросовестности в гражданском праве России
Мы вслед за большинством ученых считаем, что нормы-принципы проходят определенный путь развития (эволюционируют), начиная с правовой идеи. При этом под правовыми идеями в правовой науке понимают «формы господствующего правосознания»; «научные абстракции, идеи правосознания или принципы гражданско-п ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).