Макаров С.Д. предлагает следующую классификацию официальных документов:
документы, выдаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе регистрационными службами (например, при регистрации актов гражданского состояния);
постановления контролирующих и надзорных органов;
документы правоохранительных органов - по административным и уголовным делам (например, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела);
документы, оформляемые в государственных и муниципальных учреждениях (диплом, трудовая книжка, листок нетрудоспособности, врачебные заключения, экзаменационные ведомости, зачетные книжки).
Букалерова Л.А. выделяет следующие виды официальных документов:
официальный документ (ч.1 ст.325 УК РФ);
удостоверение или иной официальный документ, предоставляющий право или освобождающий от обязанности (ст.324, ч.1 ст.327 УК РФ);
паспорт или иной важный личный документ (ч.2 ст.325 УК РФ);
марка акцизного сбора, специальная марка, знак соответствия (ч.3 ст.325, ст.327.1 УК РФ).
Это связано с тем, что штампы, бланки, печати производны от документов, являются их реквизитами.
Легально официальными документами назван узкий круг документированной информации: нормативный правовой акт; законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы; аудиторское заключение; сертификат АУЦ; лицензия; архивная справка; разрешения; временные разрешения; аттестаты аккредитации; Государственный доклад о состоянии дорожного движения в РФ. Однако в силу публично-правовых характеристик не все из перечисленных документов могут быть предметами преступлений по ст.324, 325, 327 УК РФ, например нормативный правовой акт, закон, государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения.
Некоторые авторы также разграничивают понятия "официальный документ" и "важный личный документ" По мнению А. Федина паспорт как таковой не предоставляет каких-либо прав и не освобождает от обязанностей. Он всего лишь удостоверяет личность гражданина России на ее территории. Преступник может иметь точно такой же подлинный паспорт и, прибегая к подлогу, вовсе не стремится заполучить какие-то особые права, этим паспортом предоставленные. Он лишь пытается обмануть какого-либо в части идентификации его личности. Однако, такая точка зрения представляется не совсем верной.
Бродневская Я.В. называет паспорт удостоверением личности, удостоверение, согласно ст.327 УК РФ, относится к числу официальных документов. Паспорт удостоверяет также принадлежность лица к государству, т.е. гражданство, которое представляет собой наличие определенной правовой связи между гражданином и государством, выражающейся в наличии взаимных прав и обязанностей.
В части 2 ст.325 УК РФ предметом преступления признан важный личный документ. В указе Президента РФ от 21 декабря 1996 г. "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации" содержится их перечень: паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка.
Однако в указе Президента РФ названы основные документы, удостоверяющие личность гражданина, а не предусмотренные уголовным законом - важные личные документы.
В части 2 ст.325 УК РФ важным личным документом назван паспорт. В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дается определение документа, заменяющего паспорт гражданина, - документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации таким документом является: военный билет; временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации; документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с Федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации); паспорт моряка (удостоверение личности моряка); справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемым, обвиняемым, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В приведенной норме речь идет о "документах, заменяющих паспорт гражданина", но не о предусмотренных в уголовном законе - "важных личных документах". Неясным остается вопрос: для кого субъективно должны быть важны личные документы для потерпевшего, субъекта преступления - или их таковыми должен признать правоприменитель?
Организационно-управленческое предложение по совершенствованию системы управления
земельными ресурсами
Зарубежный опыт и современная практика охраны земель обусловливают необходимость дополнения существующей структуры категорий земель землями горного фонда. Специфика таких горных земель заключается в том, что они более, чем остальные, экологически уязвимы, вне зависимости от того, строят ли там куро ...
Права и обязанности сторон
договора розничной купли-продажи
Стороны договора розничной купли-продажи. Сторонами договора являются продавец и покупатель. На стороне продавца выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. В преамбуле Закона о защите прав потребителей дано определение продавца как организации неза ...
Ипотечное кредитование недвижимости
В рыночных условиях хозяйствования банковский кредит – один из основных источников заемных средств. Потребительский кредит не является целевым. Он может быть использован, когда для покупки объектов недвижимости не хватает небольшой суммы. Законодательство Российской Федерации предусматривает выдачу ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).