Право и закон » Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства » Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Страница 1

За нарушение требований антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о конкуренции установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Юридическая ответственность осуществляется в административном и судебном порядке. В частности, гражданско-правовая и уголовная ответственность могут быть возложены только судебными органами, меры административной ответственности применяются федеральным антимонопольным органом и его территориальными управлениями.

Гражданско-правовая ответственность состоит в возмещении убытков в соответствии с нормами гражданского законодательства (ст. 12, 15, 16 ГК РФ).

Закон о конкуренции предусматривает, что убытки подлежат возмещению в случае разглашения сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную тайну (ст. 15), кроме того, возмещаются убытки, причиненные физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий органов власти, в результате издания ими правовых актов в нарушение антимонопольного законодательства либо неисполнения или ненадлежащего исполнения указанными органами своих обязанностей (ст. 26). В последнем случае убытки возмещаются Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Закон о конкуренции на финансовых рынках устанавливает требование о возмещении убытков, причиненных в результате заключения соглашения или ведения согласованных действий, ограничивающих конкуренцию и (или) ущемляющих интересы потребителей на рынке финансовых услуг (ст. 10), в результате создания объединений (ассоциаций, союзов), приведшего к ограничению конкуренции на данном рынке (ст. 11). Также подлежат возмещению убытки, причиненные финансовой организации в случае разглашения сотрудниками федерального антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую тайну (ст. 27).

Необходимо обратить внимание, что ст. 26 Закона о конкуренции применяется к отношениям, возникающим на рынке финансовых услуг, поскольку Закон о конкуренции на финансовых рынках входит в состав антимонопольного законодательства. Кроме того, норм, касающихся возмещения убытков, причиненных одним хозяйствующим субъектом (финансовой организацией) другому в результате нарушения требований антимонопольного законодательства, законы о конкуренции не содержат, взыскание их осуществляется в соответствии с положениями ГК РФ.

Административно-правовая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства установлена в главе 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Данные правонарушения посягают на порядок управления и определены ч. 2 ст. 19.5, ст. 19.8 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 2000 до 5000 МРОТ.

В ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, нарушение установленных порядка и сроков их подачи. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от одной тысячи до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

В ч. 2 ст. 19.8 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), представление заведомо недостоверных сведений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Следует учитывать, что штраф за нарушение антимонопольного законодательства, совершенное несколькими лицами, налагается отдельно на каждого нарушителя и не применяется к органам власти, иным организациям. Привлечение к ответственности лиц не освобождает их от обязанности исполнить решение или предписание антимонопольного органа, представить ходатайство (уведомление) для рассмотрения или совершить предусмотренные антимонопольным законодательством действия (ст. 22.1 Закона о конкуренции).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 19.5, ст. 19.8 КоАП РФ, в соответствии со ст. 23.48 КоАП РФ рассматривают федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы. От имени этих органов рассматривать дела вправе: 1) руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; 2) руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Какой была система землепользования в конце XIX в
В 40-х годах ХІХ в. система права, существующая в Украине, была заменена системой российского права, основой которого являлся Свод законов Российской империи. В этом документе право собственности на землю рассматривалось как право на все созданное природой на поверхности последней, на всё, что соде ...

История развития категории «добросовестность» в отечественном праве
Категория «добросовестность» появилась еще в ранних памятниках права («Русская правда», «Псковская судная грамота» и др.). Исходя из анализа положений источников, ссылка на добросовестность позволяла защититься от обвинения в краже и снизить размер ответственности перед собственником, что было обус ...

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч.5 ст.15.25 КоАП РФ
Частью 5 ст.15.25 Кодекса предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Росс ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru