В правовом государстве судебная власть является самостоятельной (ст. 10 Конституции) и независимой от законодательной и исполнительной. Но для того, чтобы действительно стать таковой, судебная власть должна быть наделена реальными полномочиями, в том числе и полномочиями контроля за законностью деятельности органов законодательной и исполнительной власти, за соответствием принимаемых ими решений Конституции. В связи с этим, в РФ законодательство о судебной системе основывается на положениях Конституции, и не должны издаваться законы, иные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность органов судебной власти, независимость судов и судей, ограничивающие судебную защиту человека и гражданина.
Формы судебного контроля различны, и часть 2 ст. 120 предусматривает одну из них: «Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом».
Требование к суду принимать решение в соответствии с законом, означает, что суд, принимая решение по существу, одновременно осуществляет контроль за содержанием подзаконных актов. Как отмечал в своем послании Федеральному Собранию Президент Б.Н. Ельцин «Сегодня все еще принимается масса актов, не соответствующих Конституции и федеральным законам. Отсутствует четкий порядок принятия различных решений, делаются попытки подменить законы инструкциями. Более того, уже введенные в действие законы не применяются чиновниками, которые ссылаются на "отсутствие инструкций". А положения закона в издаваемых инструкциях зачастую корректируются с учетом ведомственного интереса». Судебный контроль весьма актуален и сейчас, порой складывается впечатление, что многие чиновники либо не компетентны, либо сознательно игнорируют положения о том, что в соответствии с Конституцией подзаконные нормативные акты (приказы, распоряжения, инструкции) принимаются на основе и во исполнение конкретных законов и должны им соответствовать. Поэтому, конституционной обязанностью суда при рассмотрении дел является проверка соответствия закону актов, принятых государственным или иным органом, и это является неотъемлемой чертой правосудия.
Формами прямого судебного контроля являются также судебная проверка законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей (в качестве меры пресечения), произведенных в ходе предварительного расследования, а также рассмотрение судами жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, т.к. в соответствии с требованием закона - «…Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина».
Продолжая характеристику судебной власти, важно отметить еще один ее признак - единство судебной системы, которое обеспечивается: установлением системы федеральных судов РФ федеральным конституционным законом; соблюдением всеми судами установленных федеральными законами правил судопроизводства; применением всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, а также конституций, уставов и других законов соответствующих субъектов РФ; признанием и обеспечением обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных решений на всей территории РФ; закреплением единства статуса судей и участия органов судейского сообщества в формировании судейского корпуса; финансированием органов судебной власти за счет средств федерального бюджета в установленном законом порядке.
Анализ «доверия» как типа отношения
населения России к институтам власти
Компания Edelman ежегодно проводит в 25 странах мира социологическое исследование уровня доверия к различным институтам как среди широкой общественности, так и среди так называемых информированных респондентов («лидеров мнения»), которые имеют высшее образование, находятся к верхней четверти пирами ...
Соотношение международного публичного права и
международного частного права
Для международного публичного права слово международное обозначает всенациональное правовое урегулирование отношений (как правило, межгосударственных). Для международного частного права оно означает, что регулируемые правоотношения выходят за рамки одного государства и связаны с правовыми системами ...
Конститутивные признаки договора подряда
Договор определенного типа становиться эталоном благодаря тому, что обладает набором признаков, которые выделил законодатель. В этом смысле договор в качестве эталона можно представить себе как комплекс признаков составляющих элементы соответствующей договорной конструкции. Конституционные признаки ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).