Итак, мы убедились в том, что к формам непосредственного осуществления местного самоуправления относятся выборы в органы местного самоуправления, местный референдум, голосование по внутренним вопросам, например решение об отзыве депутатов или изменение границ муниципального образования, сход граждан.
Рассмотрим каждый из них подробнее. Порядок организации выборов в органы местного самоуправления регулируются все тем же Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 23). Помимо этого в каждом субъекте РФ может действовать свой закон о муниципальных выборах, если он не противоречит Конституции РФ и др. нормативно-правовым актам.
Выборы проводятся путем тайного всеобщего равного прямого голосования. Как правило, выборы в органы местного самоуправления производятся раз в 4 года, однако сроки могут корректироваться в соответствии с местным законодательством. В ходе выборов население формирует руководство и состав муниципалитета. Активное избирательное право предоставляется всем жителям муниципального образования, а также и иностранным гражданам, если они в течение длительного времени проживают на данной территории и не нарушают налогового законодательства, способствуя тем самым развитию муниципального образования. Пассивное же право, то есть право быть избранным, гарантируется только местным жителям (граждан РФ) по достижении 18-21 года. Во многом эти правила также регулируются Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Как и при выборах в органы государственной власти после официального назначения даты муниципальных выборов формируются избирательные участки и комиссии. В различных муниципальных образованиях могут формироваться как одномандатные, так и многомандатные избирательные округа, по которым выдвигаются соответствующие кандидатуры на замещение должностей депутатов и глав органов местного самоуправления. При этом обязательно должен выполняться принцип альтернативности: наличие нескольких кандидатов, число кторых, однако, не должно превышать число будущих депутатов муниципалитета. В редких случаях избирается лишь один кандидат, тогда количество голосов должно превысить определенный процент, чтобы выборы считались легитимными и состоявшимися. Выдвижение кандидатов производится как самими гражданами и их объединениями, так и политическими партиями. Кандидат-самовыдвиженец должен также набрать определенное число подписей от жителей муниципалитета (1-2% от жителей избирательного округа), подтверждающих их согласие на его пассивное участие в избирательном процессе.
Избирательные участки формируются муниципалитетом в тесном сотрудничестве с избирательными комиссиями, с использованием избирательных списков. На одном участке, как правило, должны голосовать не более трех тысяч человек.
Голосование производится бюллетенями. Ранее допускалось применение пропорциональной избирательной системы во всех муниципальных образованиях РФ. Но в 2007 году это положение было признано противоречащим Конституции РФ, т.к. в муниципальных округах с небольшим количеством населения это могло привести к нарушению принципа альтернативности. Поэтому для небольших избирательных округов применяется мажоритарная избирательная система, в остальных – пропорциональная избирательная система. Голосование может проводиться, как по "закрытым", так и по "открытым спискам", то есть избираются либо конкретные кандидаты, либо представители определенных политических партий. Смешанная избирательная система на муниципальных выборах в РФ пока не использовалась. Хотя некоторые эксперты рассматривают ее как возможный вариант для будущей реализации непосредственного осуществления гражданами РФ местного самоуправления. Вообще нужно заметить, что мажоритарная избирательная система хорошо зарекомендовала себя в местном самоуправлении. Во-первых, это объясняется ее универсальностью и удобством именно для муниципальных образований, когда самовыдвиженцы и представители мелких политических партий получают равные права с прочими кандидатами, что, безусловно, делает выборы более объективными и справедливыми. Во-вторых, представители определенных политических партий получают мандат от самих избирателей, а не руководства партии, что соответствует истинному волеизъявлению жителей муниципального образования.
Функции коллективного договора
Коллективный договор как вид правового акта выполняет следующие функции: · организация трудовых отношений; · обеспечение стабильности трудовых отношений; · обеспечение и защита интересов работников и работодателей; · приспособление трудовых отношений в организации к реальным экономическим отношения ...
Административная ответственность за земельные правонарушения
Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности – преимущественно внесудебный порядок назначения и применения сан ...
Классификация правовых систем
В основе классификации правовых систем на правовые блоки (семьи) лежат следующие критерии (признаки): исторические, идеологические, технико-юридические, стилевые, комплексно-юридические, культурно-правовые, религиозно-этнические, географические, расовые. На основе различных критериев - идеологии (р ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).