Право и закон » Внешние функции государства » Классифи­кация функций

Классифи­кация функций

Страница 1

Изучение эволюции функций государства, практическое использование научных знаний в этой области предполагает прежде всего упорядочение всего государственно-правового материала, который накопила теория госу­дарства в этой области.

Для этого, как отмечалось выше, в познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообра­зие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.

Эффективно используется метод классификации и при изучении функ­ций государства.

Классификационные критерии, т. е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельно­сти, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на об­щественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций.

Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям. По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его су­ществования, и временные, появление которых вызвано специфическими ус­ловиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его де­ятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общест­ва, и внешние - деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль го­сударства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государстве тесно связаны, поскольку внешняя по­литика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сфе­рам общественной жизни функции государства могут быть разделены на эко­номические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.

Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т.к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все ви­ды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направле­ния становятся для государства основными.

К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управлен­ческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Осо­бенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс ре­ализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма ча­сто используемая в научных и практических целях.

Следует обратить особое внимание на информационную функцию, кото­рая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы пере­дачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Понятие криминалистической характеристики убийств
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) 1996 года понятие убийства раскрывает как умышленное причинение смерти другому человеку (ст.105 УК РФ). Непосредственным объектом убийства является человеческая жизнь, которая состоит не только из биологических процессов, но и включает в себя обще ...

Особенности рассмотрения предложений о поправках к Конституции
Процедуре рассмотрения предложений о поправках к Конституции посвящена гл. 16 Регламента Государственной Думы. Особое внимание следует обратить на перечень субъектов, обладающих правом внесения подобных предложений. Он существенно отличается от круга лиц, обладающих правом законодательной инициатив ...

Объект и объективная сторона состава преступления – нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Рассмотрим объект преступления с точки зрения гражданского, уголовного и административного права. С точки зрения гражданского права Объекты гражданских прав - в праве - материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. В РФ объектами гражданских прав являю ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru