Право и закон » Внешние функции государства » Классифи­кация функций

Классифи­кация функций

Страница 1

Изучение эволюции функций государства, практическое использование научных знаний в этой области предполагает прежде всего упорядочение всего государственно-правового материала, который накопила теория госу­дарства в этой области.

Для этого, как отмечалось выше, в познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообра­зие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.

Эффективно используется метод классификации и при изучении функ­ций государства.

Классификационные критерии, т. е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельно­сти, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на об­щественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций.

Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям. По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его су­ществования, и временные, появление которых вызвано специфическими ус­ловиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его де­ятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общест­ва, и внешние - деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль го­сударства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государстве тесно связаны, поскольку внешняя по­литика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сфе­рам общественной жизни функции государства могут быть разделены на эко­номические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.

Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т.к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все ви­ды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направле­ния становятся для государства основными.

К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управлен­ческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Осо­бенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс ре­ализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма ча­сто используемая в научных и практических целях.

Следует обратить особое внимание на информационную функцию, кото­рая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы пере­дачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Изготовление печати. Символика фондов
Юридические лица должны иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения юридического лица. Печать может также содержать фирменное наименование на любом языке народов РФ или иностранном языке (в этом случае сведения о наличии фирменн ...

Смягчающие и отягчающие обстоятельства и их роль в индивидуализации наказания несовершеннолетним
Смягчающие и отягчающие обстоятельства являются дополнительным критерием, на основе которого суд делает свой вывод о степени общественной опасности как совершенного преступления, так и личности виновного “Справедливое и соразмерное наказание может быть назначено виновному лишь при том условии, или ...

Актуальные проблемы института гражданства в Российской Федерации
В правовой науке возможны два основных методологических подхода к формированию теории гражданства. С одной стороны, исследование гражданства как публично-правовой категории, как компонента признаков сущности и формы государства, с другой – необходимо учитывать, что гражданство – это категория, нера ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru