Право и закон » Внешние функции государства » Классифи­кация функций

Классифи­кация функций

Страница 1

Изучение эволюции функций государства, практическое использование научных знаний в этой области предполагает прежде всего упорядочение всего государственно-правового материала, который накопила теория госу­дарства в этой области.

Для этого, как отмечалось выше, в познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообра­зие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.

Эффективно используется метод классификации и при изучении функ­ций государства.

Классификационные критерии, т. е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельно­сти, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на об­щественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций.

Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям. По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его су­ществования, и временные, появление которых вызвано специфическими ус­ловиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его де­ятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общест­ва, и внешние - деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль го­сударства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государстве тесно связаны, поскольку внешняя по­литика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сфе­рам общественной жизни функции государства могут быть разделены на эко­номические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.

Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т.к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все ви­ды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направле­ния становятся для государства основными.

К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управлен­ческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Осо­бенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс ре­ализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма ча­сто используемая в научных и практических целях.

Следует обратить особое внимание на информационную функцию, кото­рая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы пере­дачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Подделка официального документа в уголовном праве: история и современность
Подлог документов представляет собой распространенное общественно опасное деяние, имеющее характерные индивидуальные особенности, отличающиеся от иных преступных посягательств. Понятие "подлог документов" по своему содержанию охватывает преступления, сущность которых заключается в фальсиф ...

Права и обязанности усыновителей
Права и обязанности усыновителя возникают со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка. Правовая природа усыновления состоит в полном приравнивании усыновленного ребенка в личных и имущественных правах и обязанностях к родным детям усыновителя. Юридический акт усыновления у ...

Односторонний и двусторонний договор
Деление сделок на двусторонние или многосторонние и односторонние традиционно. Его основанием считается количественный признак - это число сторон, выражающих волю. Здесь важно различать стороны и участников сделки. Например, в договоре дарения присутствуют две стороны - это даритель и одаряемый. Дл ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru