Право и закон » Внешние функции государства » Госу­дарственный аппарат. Бюрократия и функции государст­ва. Функции государства, государственной власти, органа государства

Госу­дарственный аппарат. Бюрократия и функции государст­ва. Функции государства, государственной власти, органа государства

Страница 2

Государственный орган следует отличать от различных общественных организаций, объединений. Он наделяется властно-принудительными пол­номочиями для осуществления своих функций, имеет свою сферу, свою об­ласть занятий, которую именуют предметом ведения. Для функциональной характеристики государственного органа используется понятие компетен­ции, которое означает взятый в единстве круг и объем полномочий и обязан­ностей, принадлежащих этому государственному органу, а также предмет его ведения. Государственный орган может делать только то, что ему разре­шено. Принцип «разрешено все, что не запрещено» не относится к деятель­ности государственных органов. Этот принцип действует в сфере имущест­венных отношений граждан, юридических лиц.

Государственный орган, как правило, реализует свою компетенцию, из­давая соответствующие акты (постановления, распоряжения, приказы, ин­струкции и т. д.). Но для определенной категории государственных органов основным является реальная хозяйственная, организационная, властная де­ятельность.

Государственные органы имеют определенные формы деятельности, ие­рархию, например, выделяют центральные и местные органы. Такие отрасли юридической науки, как наука государственного права, наука администра­тивного права, осуществляют специальное изучение государственного орга­на, государственного аппарата.

В теории государства задача ставится более скромная: определить взаи­мосвязь функций государства и обеспечивающих их выполнение структур, т. е. государственных органов.

Подчеркнем практическое значение правильного теоретического реше­ния этого вопроса. Так, государственный орган следует создавать под ту или иную функцию, а не наоборот - создавать орган, а потом находить ему за­нятие, функцию. Впрочем, необязательно и создание отдельного государст­венного органа под каждую новую функцию государства. Уже имеющиеся в государственном аппарате органы могут взять на себя и новые функции, их компетенция может быть расширена.

Эти положения, когда они соблюдаются в государственной жизни, приобре­тают большое значение для практической организации наиболее эффективной деятельности государства, выполнения его социального назначения. Напротив, недопустимо дублирование одних и тех же функций разными органами.

В теоретическом плане очень важно отметить, что именно государствен­ные органы как раз характеризуют формирование в государстве особого слоя людей, физически оторванного от материального производства, но выпол­няющего весьма важные управленческие функции. Этот слой известен под разными наименованиями: чиновники, бюрократы, управленцы, функцио­неры, номенклатура, менеджеры и т. д. Он представляет собой объединение профессионалов, занятых управленческим трудом - это особая и важная профессия.

Как правило, этот слой людей обеспечивает выполнение функций госу­дарства, государственной власти, государственных органов в интересах об­щества, народа. Но в определенной исторической обстановке функционеры могут стать на путь обеспечения собственных интересов. Тогда-то и возни­кают ситуации, когда для тех или иных лиц создают специальные органы (синекуру) или ищут этим органам новые функции и т. п.

Таким образом, орган государства - это специально созданная структу­ра, составляющая часть государственного аппарата, наделенная компетен­цией, необходимой для осуществления функций.

Построение аппарата государства должно идти от функций к органу, а не наоборот, и на строгой правовой основе.

Отметим также, что понятие органа государства используется в широком и узком смысле. В широком - это орган государственной власти, а в узком - это орган, ориентированный на специальную функцию, необходимую для жизнедеятельности общества. Наконец, иерархия государственных органов предусматривает подотчетность и подконтрольность одних органов другим.

Некоторые иные важные вопросы этой темы (бюрократический и демо­кратический централизм, слом «государственного аппарата», конфликты личных и общественных интересов на государственной службе и др.) будут рассмотрены в главе восьмой применительно к функционированию и эво­люции Российского государства. Так, эти теоретические проблемы можно будет усвоить лучше, используя конкретный и предметный материал, кото­рым так богата наша сегодняшняя политико-правовая действительность.

Страницы: 1 2 

Смотрите также:

Формы участия прокурора в гражданском процессе
Ергашев Е.Р., рассматривает вопрос о правовых средствах, применяемых органами прокуратуры Российской Федерации при осуществлении деятельности по участию в рассмотрении судами гражданских дел. Он пишет следующее: «Средства прокурорского реагирования представляют собой предусмотренные законодательств ...

Признание реорганизации несостоявшейся
Данное положение предполагается закрепить в статье 602 ГК РФ. В случае утраты участником корпорации права участия в корпорации в результате злонамеренно проведенной реорганизации юридического лица. В Проекте изменений в ГК предполагается закрепить и такую крайнюю меру защиты прав кредиторов, как пр ...

Товарная накладная формы ТН-2
Если перемещение товарно­материальных ценностей осуществляется без привлечения автомобильного транспорта, то товарная накладная формы ТН-2, используемая в таком случае, выписывается в минимальном количестве, то есть всего лишь в двух экземплярах. Первый экземпляр предназначается для оприходования Т ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru