Право и закон » Экономическое обеспечение рационального использования земель: правовой аспект

Экономическое обеспечение рационального использования земель: правовой аспект

Страница 1

Несмотря на принимаемые меры по сохранению площадей земель сельскохозяйственного назначения, сохраняется тенденция перевода сельскохозяйственных земель в другие категории земель. Так, по имеющимся данным, ежегодно из сельскохозяйственного оборота выбывает в среднем по 20–25 тыс. га земель.

В этой связи одним из основных факторов стимулирования рационального использования земельных ресурсов землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков является их материальная заинтересованность в надлежащем использовании земель. Для решения данной проблемы является актуальной разработка единой, внутренне взаимосвязанной системы норм, регулирующих экономическое обеспечение рационального использования земель.

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» среди основных направлений государственной политики определяет создание правового и экономического механизмов, стимулирующих рациональное использование природных ресурсов. Создание для природопользователей таких условий, при которых соблюдение экологических требований при использовании природных ресурсов становилось бы выгодным, а их нарушение приводило бы к значительным финансовым затратам, является целью экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, нашедшего свое закрепление, хотя и не в полной мере, в ст. 79 названного закона.

В Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» не дается определение понятия экономического механизма, хотя фактически закреплен комплексный экономический механизм, применимый к охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

Необходимо отметить также, что в земельном законодательстве отсутствует целостная, систематизированная совокупность правовых норм и соответствующих нормативных актов, регулирующих экономический механизм рационального использования земель. Данное правообразование находится в стадии становления, вместе с тем отдельные элементы экономического механизма нашли свое легитимное закрепление. Так, предусмотрены земельный налог и арендная плата за землю, возмещение убытков землепользователям, землевладельцам и земельным собственникам. Выделение средств на восстановление земель, освобождение от платы за землю, льготные кредиты, частичная компенсация доходов с земель, поощрение за улучшение качества земель можно справедливо отнести к соответствующим элементам экономического механизма.

Наиболее действенным способом стимулирования рационального использования земельных ресурсов является экономическое обеспечение неистощительного землепользования. На наш взгляд, в законодательстве отсутствует систематизированный подход к экономико-правовым мерам, обеспечивающим рациональное использование земельных ресурсов. Закрепление рассматриваемого механизма в нормативных правовых актах природоресурсного и природоохранного законодательства разрозненно противоречит принципу комплексного (экосистемного) подхода к правовому регулированию природопользования, который выражается в требовании учета всех экологических связей природного объекта с другими природными объектами и окружающей средой в целом. Следствием несформированности развитого экономического механизма в земельном законодательстве в отношении конкретно рассматриваемого вопроса является отсутствие четкой системы мер экономического обеспечения рационального использования земель.

В целях устранения существующих недостатков в правовом регулировании экономического обеспечения рационального использования земель, во-первых, под последним предлагается понимать совокупность правовых мер, направленных на обеспечение рационального использования земель посредством реализации экономического механизма природопользования. Учитывая комплексность, структурированность и многоаспектность содержания рационального природопользования, представляется обоснованным предложить использовать в правовой регламентации общественных отношений, складывающихся в области экономического стимулирования бережного отношения к земельным ресурсам, понятие «экономического обеспечения» рационального использования земель.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Прекращение государственно-служебных отношений
Государственная служба прекращается в результате увольнения государственной служащего на основании и в порядке, установленных правовыми актами. Оно возможно по инициативе самого государственного служащего и компетентного государственного органа или должностного лица. Основания увольнения по инициат ...

Общие положения Уголовно – процессуального Кодекса Российской Федерации о защите личности от незаконного и необоснованного обвинения
В различных частях Уголовно – процессуального Кодекса Российской Федерации говорится о защите личности от незаконного и необоснованного обвинения. В ст. 6 УПК записано, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением: 1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от прес ...

Понятие и особенности правового регулирования договора поставки
Договор поставки - один из наиболее применяемых в предпринимательской деятельности договоров. Он направлен на возмездное перенесение права собственности (иного вещного права) на товар от продавца (поставщика) на покупателя. Этот договор является одним из основных видов договора купли-продажи. Догов ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru