Вопрос о роли этических начал в правоохранительной сфере и, в частности, в деятельности следователей является предметом постоянной дискуссии.
Непрерывное развитие морали и скачкообразное развитие права, нередко длительная процедура подготовки и принятия законопроекта создают условия для опережения правового сознания нравственным и возникновения противоречий, приводящих к коллизиям правовых и нравственных требований. Однако противоречия эти не носят непримиримого характера, они преодолеваются в рамках единства права и морали путем дальнейшего совершенствования законодательства.
Современные условия являются принципиально новым этапом в осознании роли нравственных начал в деятельности правоохранительных органов, обусловленных гуманизацией права, повышенным интересом к человеческой личности, признанием ее высочайшей социальной ценностью.
Очевидно, что этика имеет непосредственное отношение к деятельности следственных подразделений, поскольку: а) этическими нормами и предписаниями пронизана вся ткань уголовного, уголовно-процессуального законодательства; б) как следователи, являясь носителями общественных отношений, руководствуются в своих поступках морально-этическими нормами; в) в общем плане борьба с преступностью является борьбой со злом во имя добра, и поэтому данный процесс всегда имеет морально-этический фон.
Здесь же важно отметить еще одну особенность процессуальной деятельности следователя, накладывающую заметный отпечаток на всю структуру этических отношений с участниками процесса, - это законодательная регламентация методов и способов работы. Закон достаточно жестко регламентирует производство дознания и предварительного расследования. В то же время и правовая оценка поведения (поступка) в уголовно-процессуальной деятельности - это оценка с позиции соответствия его закону. Расследование также должно проходить в строгих границах закона и отступление от него ни по каким мотивам недопустимо, в том числе и по мотивам нравственным.
Из этого логично вытекает, что соответствие деятельности следователя требованиям закона однозначно соответствует нормам морали. Здесь можно вполне согласиться с утверждением, что в рамках жесткой правовой регламентации человеческой деятельности, когда закон сужает свободу выбора, поведение диктуется законом. Если же закон предусматривает свободу выбора, есть возможность выбрать наиболее нравственный вариант поведения.
Использование принудительных мер в случаях, прямо не указанных в законе (например, при принудительном освидетельствовании потерпевших), противоречит и закону и морали.
Важное место в этом процессе занимает система категорий этики, так как, во-первых, они выступают в качестве общечеловеческих ценностей, их роль особенно актуальна для сферы борьбы с преступностью, где происходит поляризация целей, мотивов, поступков, действий и идеалов. Во-вторых, категории этики (добро, зло, справедливость, совесть и т.д.) являются своеобразными нормами, образцами, эталонами поведения человека в обществе, и в конечном итоге через них устанавливается взаимодействие морали и права. В-третьих, они ориентируют человека на утверждение общественного блага, ибо анти социальная направленность деятельности личности является главным существенным признаком любого преступления.
Вопрос о роли этических начал в деятельности следователя становится актуальным в силу ряда особенностей его общения с участниками процесса на разных стадиях предварительного расследования. Прежде всего — это специфичность поводов для общения следователя с обвиняемым, подозреваемым, свидетелями, потерпевшими и т.д. В большинстве случаев повод — это совершенное или готовящееся преступление, в силу чего в основу общения следователя с лицами, его совершившими (или готовящимися его совершить), изначально заложен конфронтационный характер, где цели общения чаще всего не совпадают либо не осознаются участниками. Отрицательный эмоциональный фон накладывает отпечаток на всю структуру общения следователя с участниками процесса, поэтому помимо возрастающих требований к уровню профессионального мастерства следователя актуализируются такие сугубо нравственные качества его личности, как гуманность, справедливость, долг, совесть и т.д.
Государственное управление топливно-энергетическим комплексом
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей народного хозяйства Республики Беларусь в обеспечении функционирования экономики и повышения уровня жизни населения. Основные фонды отраслей ТЭК составляют около 25% производственных фондов промышленности. Ежегодные ...
Особенности размещения заказа на оказание услуг связи для нужд обороны
страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка у единственного
исполнителя
Статья 55.1. (введена Федеральным законом от 27.07.2006 №142-ФЗ) 1. В случае если не подана ни одна котировочная заявка либо если конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный контракт на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядк ...
«Царская гроза», как способ реализации верховной власти»
Термин «гроза» был традиционным для русской политико-правовой мысли и он наличествовал в политическом словаре задолго до его употребления Пересветовым. Сентенции о «грозном» князе встречаются в «Повести временных лет», «Слове о полку ' Игореве», но словосочетание «страх и гроза» появляется впервые ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).