Теория общественного договора

Страница 2

Каутский считал, что государство не результат внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила, что первобытная родовая демократия сменяется государственной организацией только под внешними ударами.

«История не представляет нам, - писал Л. Гумплович, - ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения».

Далеко идущим социальным последствием, которое ассоциируется, по мнению сторонников теории насилия, непосредственно с завоеванием и порабощением, является возникновение частной собственности. Насилие порождает рабство, ведет к появлению частной собственности. С последней же связан, согласно теории насилия, переход племен от кочевого образа жизни и быта к оседлому, земледельческому. Зарождающаяся при этом государственная власть опирается исключительно на физическую силу. Это - государство племени. Его основа - физическое преобладание одного племени над другим.

По мере развития общества государство племени перерастает в государство класса. Его основой является экономическое господство власть - имущих. Одновременно с процессом превращения племен в классы и сословия, а также эволюции государства протекает процесс развития сознания. Классовое деление общества имело этническое, даже расовое, происхождение.

Как относиться к этой теории? Действительно, она улавливает отдельные явления в образовании государства, однако преувеличивает их, придает им универсальный характер. Завоевание одним народом другого имели место. Они отражались на социально-этнической структуре вновь возникающего общества, но это были уже вторичные процессы, когда первичные, раннеклассовые государства уже существовали как города-государства, когда завоеванные народы имели уже свои возникшие государственные образования, или достигали в своем развитии уровня, при котором были готовы воспринимать государственно-организованные формы общественной жизни. Кроме того, теория насилия опять же имеет временной, абстрактный характер, соответствует представлениям и уровню знаний XIX – начала XX века.

Теория насилия, равно как ранее рассмотренная естественно правовая теория, отражают взгляды лишь некоторых слоев общества и их представителей на природу государства и на его происхождение. Она не раскрывает сущностных причин возникновения государства, только открывает отдельные его формы, главным образом вторичные: войны городов-государств между собой, формирование территориально более обширных государств, отдельные эпизоды в истории человечества, когда уже существующие государства подвергались нападению народов, не знавших еще государственной организации, либо разрушались, либо использовались победителями.

Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время. Элемент насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали или сопровождали процесс любого государства. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения. Абсолютизируя роль насилия в истории, данная теория не учитывает того, что очень многие государства и правовые системы раньше и сейчас создаются и развиваются отнюдь не в результате завоевания извне или иным насильственным путем.

Психологическая теория

Психологическая теория возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.)

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей, и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания других теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

ОСобое производство как вид гражданского процесса
В соответствии со статьей 175 ГПК РК Разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании. Отсюда следует, что понятие « Судебное разбирательство» и « Судебное заседание» тесно взаимосвязаны между собой. Процессуальные действия совершаемые в части разбирательства гражданского дела в су ...

Материальная ответственность работников
Работодатель может взыскать с работника только прямой действительный ущерб. Необходимо учитывать, что упущенная выгода не может быть взыскана с работника. Под упущенной выгодой понимаются недополученные доходы, прибыль, которую работодатель мог получить при обычных условиях гражданского оборота, ес ...

Нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственных предприятий
Нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственных предприятий исчисляется по формуле 3. Дифференциальный рентный доход на пахотных землях, землях под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами в сельскохозяйственных предприятиях исчисляется по формуле: Рдн(р) х Рд ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru