21) обжаловать указания руководителя следственного органа, за исключением предусмотренных ч. 4 ст. 39 УПК РФ, руководителю вышестоящего следственного органа. При этом следователь вправе до принятия решения руководителем вышестоящего следственного органа приостанавливать исполнение указаний, если они касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения (ч. 3 ст. 39 УПК РФ);
22) оканчивать предварительное следствие и направлять уголовное дело с обвинительным заключением прокурору в порядке, предусмотренном гл. 30 УПК РФ;
23) вносить запрос о производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства процессуальных действий на территории иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности (ч. 1 ст. 453 УПК РФ) и иные полномочия, предусмотренные УПК.
В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Помимо УПК РФ, действия следователя регламентированы и другими подзаконными актами, приказами и информационными письмами, которыми он обязан руководствоваться при раскрытии и расследовании преступлений, что существенно ограничивает его процессуальную самостоятельность.
Процессуальная самостоятельность и независимость следователя заключается также в том, что он, несмотря на внешнее влияние кого-либо и чего-либо, вправе произвести действия и принять решение по уголовному делу, согласуясь со своим внутренним убеждением, которое должно формироваться на собранных в ходе предварительного расследования доказательствах и требованиях закона. Это возможно при наличии как минимум двух условий:
- если позиция следователя в силу определенных причин по конкретному уголовному делу расходится с мнением его руководителя, которое оформлено в виде письменного указания, то у него должно быть гарантированное законом право обжаловать его вышестоящему руководителю следственного органа;
- если вышестоящий руководитель соглашается с таким указанием, то он должен передать дело для дальнейшего расследования другому следователю или руководителю следственного органа, давшему указание. Конечно, это должно относиться не к любым действиям и решениям, а к тем, которые носят принципиальный характер и существенно влияют на промежуточные и итоговые решения по делу.
Права и обязанности муниципального служащего
Основные права муниципального служащего закрепляет Федеральное и региональное законодательство. Муниципальный служащий имеет право на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных ...
Правовое обеспечение свободы завещания как
основного принципа наследственного права
Законом предусмотрен целый ряд правовых средств, посредством которых свобода завещания, провозглашенная ст. 1119 ГК РФ, может быть обеспечена и защищена. В первую очередь к таким средствам относятся правила о сохранении тайны завещания. Тайна завещания – это правовые отношения, направленные на охра ...
Судебно-бухгалтерская экспертиза в судебном заседании
В уголовном судопроизводстве бухгалтерская экспертиза назначается в случаях, когда без применения специальных познаний в области бухгалтерского учета следователь, прокурор, суд не может разрешить возникшие по делу существенные вопросы. Такая необходимость может возникнуть как на стадии предваритель ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).