- с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях: а) предусмотренных ст.ст. 91 и 92 УПК РФ; б) применения к нему в соответствии со ст. 100 УПК РФ меры пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно ч. 1 ст. 92, после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов после доставления должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, включая, конечно, и право на помощь защитника. Именно с этого времени задержанный обычно узнает, что обладает таким правом, и, следовательно, может начать действия по его реализации. О защитнике же в п. 3 ч. 4 ст. 46, содержание которой разъясняется подозреваемому, сказано, что он вправе "пользоваться помощью защитника и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого". Но подозреваемый должен быть допрошен в течение 24 часов с момента фактического задержания (ч. 2 ст. 46). Значит, несмотря на указание ч. 2 ст. 48 Конституции РФ на право подозреваемого (обвиняемого) пользоваться помощью защитника с момента задержания, а также упоминание в п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК о допуске защитника с момента фактического задержания, косвенно предполагается, что защитник на самом деле появляется не с момента физического лишения подозреваемого свободы передвижения, а по крайней мере в течение суток после этого момента. Поэтому, следует разъяснять право на приглашение или назначение защитника непосредственно после лишения подозреваемого свободы передвижения.
Кроме того, защитник участвует в уголовном деле:
- с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ;
- с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы. Эта норма призвана охватить и не упустить все возможные случаи, чтобы подозреваемый по делу, не остался без защитника;
- с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления;
- с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ.
Два последних основания участия защитника в уголовном деле являются наиболее сложным. Назначение этой нормы - не упустить моменты появления в деле подозреваемого и не оставить его без защиты. Например, если в отношении бывшего свидетеля по делу избирается мера пресечения в виде подписки о невыезде и он становится подозреваемым, то с момента применения этой меры процессуального принуждения он получает право иметь защитника. Это касается всех мер процессуального принуждения, указанных в Уголовно-процессуальном кодексе.
В соответствии с п.п. 4-7 ст. 49 УПК РФ: адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Одно и то же лицо не может быть защитником двух подозреваемых или обвиняемых, если интересы одного противоречат интересам другого.
Ордер должен быть оформлен и содержать реквизиты в соответствии с требованиями Приказа Министра юстиции Российской Федерации от 10.04.2013 №47 "Об утверждении формы ордера". Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ и по смыслу ст. ст. 49, 51, 72 УПК РФ лицо, допущенное к участию в уголовном деле в качестве защитника, сохраняет свои уголовно-процессуальные права и обязанности в последующих стадиях производства по делу до тех пор, пока судом не будет принят отказ обвиняемого от данного защитника или суд не примет решение о его отводе. Это означает, что статус защитника не требует дополнительного подтверждения судом в стадии надзорного производства.
Проблема относительной самостоятельности государства
Каковы, на Ваш взгляд, причины расхождений во взглядах по этому вопросу? Принудительный характер власти государства, монополия на применение насилия делает его основой политической системы. При этом государство обладает относительной самостоятельностью в обществе. Выражая в условиях демократии инте ...
Нормативно-правовое регулирование таможенной процедуры
таможенного транзита
Нормативная база существующей схемы информационного взаимодействия при контроле транзита товаров: Таможенный кодекс Таможенного союза. Решение КТС от 16.04.2010 № 218 "Об организации информационного взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза". Приказ Федеральн ...
Порядок формирования Центральной избирательной комиссии
В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса. Ныне Центральная избирательная комиссия РФ (включающая с 1995 г. по настоящее время 15 членов вместо 21, как это было в 1993 г.) формируется сроком на 4 года уже не только Президентом РФ, но и на ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).