Право и закон » Типы избирательных систем. Избирательная система в России » Понятие избирательного права, избирательной системы

Понятие избирательного права, избирательной системы

Страница 1

В юридической литературе и у нас и за рубежом нет единой точки зрения о понятии «избирательная система». Многие ученые под избирательной системой понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а также в процессе осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами. Вместе с тем никто не возражает против того, что избирательная система является государственно-правовым институтом, а из приведенного понятия «выпали» нормы права, что ставит под сомнение его научность. В большинстве зарубежных стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов, т.е. важнейший политико-правовой институт сведен к технико-процедурным нормам, которые, по существу, не имеют никакого отношения ни к политике, ни к праву. Такой подход к избирательной системе иначе как лукавым не назовешь.

Избирательная система представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы, права граждан избирать и быть избранными, устанавливающих ответственность депутатов и других выборных лиц за свою деятельность перед избирателями, определяющих порядок организации и проведения выборов и регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти, а также в процессе осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами и иными избираемыми ими лицами. И сразу же стоит сформулировать определение понятия «избирательное право». Избирательное право есть совокупность юридических норм, закрепляющих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия. «Избирательное право резюмирует два важнейших признака политической демократии - конкурентный характер политической власти и ее сменяемость (ротацию) только по итогам периодически проводимых выборов».

Термин «избирательное право» имеет два значения:

в объективном смысле — это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане;

в субъективном смысле — это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина.

Чрезвычайно важной составной частью политических прав граждан, являются избирательные права закрепленные в ст.32 Конституции РФ.

«Право избирать и быть избранным в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства».

Становлению современного избирательного права предшествовала длительная борьба граждан многих стран мира за предоставление им избирательных прав на демократических условиях и отмену всевозможных цензов.

Ценз (от лат. censeo - делаю опись, перепись) - условия допущения или ограничения участия в осуществлении права. Избирательный ценз - предусмотренные законодательством условия, которым должен удовлетворять гражданин для получения права избирать или быть избранным.

Избирательная система в каждом государстве ставится в зависимость от смысла, вкладываемого в понятия интересы отдельных политических партий и общества в целом.

Так, американская система соответствует характеру сложившегося там политического водораздела и способствует сохранению его и «американской» модели существующих партий. Итальянская учитывает более многообразный политический мир этой страны, и в парламенте там представлено порядка десяти различных партий. Во Франции избирательный закон стал объектом ожесточенной политической борьбы и несколько раз существенно изменялся в зависимости от сложившегося соотношения политических сил. Нередко в одной стране используются обе избирательные системы, например, одна из палат парламента избирается по мажоритарной системе, а другая - по пропорциональной.

В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную. В подсчете голосов по мажоритарной системе известны три разновидности методов: относительного, абсолютного и квалифицированного большинства. Пропорциональных способов, приемов подсчета голосов намного больше: метод Т. Хэра, «метод наибольшей средней» В. Д. Ондта, правило «связанных списков», правило «свободных списков» и т. д.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последст ...

Международная охрана окружающей среды
Эта функция выделилась в самостоятельную сферу деятельности большинства государств современности. Экологическая обстановка с каждым годом ухудшается, что ставит под угрозу жизнедеятельность человека на Земле. Загрязнение природы имеет наднациональный характер, для него не существует границы. Это тр ...

Право на предоставление информации
Статья 47 провозглашает право на предоставление информации о третьем лице, участвующем в изготовлении и распространении продукции. Многие страны - участницы соглашения предусматривают такую возможность. И все же, судебные власти не обязаны назначать эту исправительную меру, и даже если они это дела ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru