Наиболее традиционной при формировании парламентов и, получившая широкое распространение, является именно мажоритарная система. По данной системе формируются законодательные органы в США, Франции, Англии и многих других стран.
Мажоритарный (происходит от лат. major - больший) – что означает относящийся к большинству, основывающийся на большинстве. При мажоритарной системе победившим на выборах считается тот, кто набрал большее число голосов, чем остальные кандидаты. Известны три разновидности методов в подсчете голосов по мажоритарной системе: относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.
При мажоритарной системе относительного большинства победившим считается тот кто, который собрал голосов больше, чем остальные кандидаты.
В соответствии с принципами определения результатов по системе абсолютного большинства победившим признается тот, кто набрал абсолютное большинство голосов, другими словами 50% голосов плюс хотя бы один голос. Выборы, проводящиеся по такой системе, обычно состоят из двух туров.
Мажоритарная система квалифицированного большинства требует от победителя получения большинства голосов, существенно превышающего половину - 3/4,2/3,4/5 и т.д. Она применяется крайне редко.
Пропорциональная система основана на голосовании по спискам кандидатов, принадлежащих какой-либо политической партии, движению или другому общественному объединению. В данном случае, мандаты распределяются внутри списков, пропорционально поданным голосам за весь список целиком.
Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам.
Достоинствами пропорциональной системы становятся недостатки мажоритарной системы. Пропорциональная система отражает также интересы и меньшинства населения, которое представляют в парламенте партии, получившие небольшой процент голосов избирателей. Парламент, в котором представлены различные партии, но в разном объеме, отражает расстановку сил в стране. При определении результатов, данная система по сравнению с мажоритарной достаточно сложна.
Труден и подсчет голосов при пропорциональной системе. Вот почему во многих странах для того, чтобы обеспечить использование этой системы устанавливается заградительный барьер (заградительный пункт) с тем, чтобы отсечь малые партии от распределения депутатских мандатов. В нашей стране он равен 7%,в других встречается и несколько ниже.
В соответствии с вновь принятой Конституцией (1993 года) Федеральное собрание стало формироваться по смешанной, мажоритарно-представительной системе 225 по мажоритарной, 225 по представительной, что позволило учитывать интересы всех слоев общества. Это стало новеллой для отечественного законодательства.
По мажоритарной системе избираются Президент Российской Федерации, а также президенты республик в составе Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления и главы администраций.
Республики и другие субъекты Российской Федерации сами определяют порядок выборов. Они вправе по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации принять решение о проведении выборов по смешанной системе в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, равно как и органов местного самоуправления.
Избирательное право, как и порядок определения результатов выборов (мажоритарная и пропорциональная избирательные системы), является составной частью избирательной системы. С легкой подачи зарубежных государствоведов многие отечественные ученые механически и некритически признали деление избирательных систем на мажоритарную и пропорциональную. Упрощенный подход к понятию избирательной системы едва ли научно оправдан. Избирательная система потому и называется системой, что она состоит из упорядоченной совокупности институтов, элементов, компонентов, предполагает включение в нее и норм права, и отношений, и порядка определения результатов выборов и т. д. Такой подход, думается, является более правильным, так как невозможно из предложенного нами определения исключить, а также включить в него какой-либо элемент. Они в определении слиты воедино. Ничего не убавить и не прибавить.
В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве, в нее включены лишь общие положения и его основные принципы. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2006), , Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2006), Закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2006), и другие регулируют основные вопросы избирательного права, являясь его источниками.
Назначение и выборы
Это суть организационные формы властной деятельности, посредством которых образуются вторичные носители власти в государстве: назначать или выбирать может только некто, уже обладающий верховной властью и к тому управомоченный. Там, где нет первичного носителя власти, не может быть выполнен ни акт ...
Двойное гражданство и безгражданство. Правовой статус
иностранцев
«В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах — двойное гражданство. Каждый человек считается гражданином союза и одновременно — субъекта федерации (штата, провинции, кантона и т. д.). Практическое значение такого поло ...
Проблемные аспекты использования товарных знаков в сети Интернет
В связи с широким распространением осуществления предпринимательской деятельности в сети Интернет одним из актуальных вопросов сегодня является вопрос использования товарных знаков в сети Интернет, в том числе в доменных именах. При этом в специальной литературе нет единого мнения в отношении места ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).