Конститутивные признаки договора подряда

Договор определенного типа становиться эталоном благодаря тому, что обладает набором признаков, которые выделил законодатель. В этом смысле договор в качестве эталона можно представить себе как комплекс признаков составляющих элементы соответствующей договорной конструкции.

Конституционные признаки подряда являются те признаки, которые прямо или косвенно отражены в его легальном определении, содержащемся в ст. ГК.

В составе таких признаков, необходимых и достаточных для выделения подряда могут быть названы три: выполнение работы в соответствии с заданием заказчика, обязанности подрядчика выполнить работу и передать результат заказчику, а также корреспондирующие им обязанности заказчика - принять результат и оплатить его и, наконец, то, что предмет договора носит всегда индивидуальный характер.

Шершеневич указывал на то, что содержание договора подряда представляет собой комбинацию трудового и капиталистического элементов, и отмечал такие характерные признаки подряда:

«Трудовой элемент заключается в обязательстве исполнить работу в смысле создания какой-либо вещи…

Капиталистический элемент заключается в том, что подрядчик обязывается не только сделать нечто, создать вещь, но и передать контрагенту какие-либо принадлежащие ему вещи, хотя бы их пришлось еще приобрести…».

В разное время в законодательстве и в литературе назывались и другие признаки подряда. Прежде всего это относится к производству работ иждивением подрядчика. Указанный признак был включен в легальное определение подряда Свода законов. Но впоследствии выполнению работ иждивением подрядчика значение непременного признака не давалось (ст.70 ГК 1996г). Некоторые авторы называли главным признаком подряда и то, что подрядчик обязуется выполнить известное предприятие, но не своим трудом а при посредстве других людей. Но эта особенность также не индивидуализирует подряд: в ГК (ст. 706) способы исполнения регулируются диспозитивной нормой, следовательно, решение по этому поводу предано на усмотрение сторон.

Правоприменительный процесс сводится к тому, что в начале устанавливается соответствие конкретного договора отмеченным признакам подряда, которые являются «конститутивными». И только после этого могут быть распространены на данный договор нормы, включенные в установленный для подряда специальный правовой режим.

Смотрите также:

История государственных закупок в России
В первом параграфе данной главы рассматривались исторические аспекты развития законодательства о размещении государственных закупок. Рассматривая нормы различных исторических эпох, можно констатировать, что имеется связь между действующим в настоящее время законодательством и историческим опытом в ...

Организационно-управленческие основы антикоррупционной политики
Организационную составляющую основ реализации антикоррупционной политики в Российской Федерации составляют: 1. Президент Российской Федерации, который: определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции; устанавливает компетенцию федеральных органов исполни ...

Понятие, особенности и сфера применения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
Государственными или муниципальными нуждами являются потребности Российской Федерации, субъектов РФ для решения определенных задач. Государственные нужды обеспечиваются за счет средств бюджетов и внебюджетных средств. Согласно ст. 506 и 525 ГК по данному договору поставщик (исполнитель), осуществля ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru